Лавров П. Л.: Старые вопросы.
Примечания (Старые вопросы)

Часть: 1 2 3 4
Примечания

ПРИМЕЧАНИЯ

Статья напечатана в "Вестнике Народной воли" за 1886 г., No 5. Первые три главы написаны в июне 1885 г., четвертая - в июне 1886 г. В этой статье Лавров один из первых в революционной печати критикует взгляды Толстого. В то время в России среди некоторых бывших революционеров, отошедших от революции к толстовству, была распространена статья Л. Н. Толстого "О борьбе со злом. Письмо к революционеру", где проповедь непротивления злу насилием была особенно ярко выражена. Лавров, по-видимому, об этой статье Толстого, вышедшей в 1886 г., не знал.

Цитаты из произведений Л. Н. Толстого "Исповедь" (1879), "В чем моя вера" (1884), "Что же нам делать?" (1885) приводятся в статье Лаврова не совсем точно; явные ошибки и описки в цитатах при подготовке настоящего издания исправлены.

Для настоящего издания статья сверена с рукописью и правленной Лавровым версткой (ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 347).

1 См. прим. 3 и 4.

2 Имеется в виду "Союз коммунистов", основанный Марксом и Энгельсом летом 1847 г. в Лондоне и явившийся первой международной организацией пролетариата. Его программа - "Манифест Коммунистической партии", заканчивающийся лозунгом: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", вышла в свет в феврале 1848 г.

3 Имеется в виду первый том журнала "Вперед" за 1873 г., где была напечатана статья Лаврова "Знание и революция" (см. П. Л. Лавров. Избр. соч. на соц. -полит. темы, 1934, т. II).

4 Имеется в виду "Статья вторая. Ответ на разные критики" (напечатана во "Вперед", т. III, 1874. См. П. Л. Лавров. Избр. соч. на соц. -полит. темы, 1934, т. II).

5

6 Эмигрантский лондонский монастырь -- ироническое наименование общежития сотрудников "Вперед" в Лондоне.

7 Мистическая секта среди русских революционеров, о которой упоминает здесь Лавров,-- секта Александра Капитоновича Маликова (1839--1904), основателя религиозного учения о "богочеловечестве".

8 "восторженную проповедь", в университете и на Высших женских курсах в Петербурге в 1880--1881 г. собиралось много слушателей. Высказываясь за христианскую монархию, Соловьев в то же время в речах, произнесенных 13 и 28 марта 1881 г., призывал к неприменению смертной казни к народовольцам, убившим Александра II, за что был лишен права чтения лекций и выведен из Совета министерства народного просвещения.

9 См. прим. 8.

10 Т. е. "Вестника Народной воли".

11 Четьи-Минеи -- сборники древнерусских "житий святых", составленные таким образом, что каждое "житие" читается в определенный день определенного месяца. -- то же самое, но в более кратком изложении.

12 См. прим. 3 к статье "Социализм и борьба за существование".

13 Экзегеза -- богословское толкование религиозных текстов.

14 "Неумытый Трезор" - сказка M. E. Салтыкова-Щедрина, напечатана в "Неделе" в 1885 г., перепечатана в сборнике "23 сказки" (СПб., 1886) под заглавием "Верный Трезор". Сказка "Коняга" впервые была напечатана в "Русских ведомостях", No 70, 13 марта 1885 г., вместе со сказкой "Кисель" под общим названием "Две сказки" (см. Н. Щедрин (M. E. Салтыков). Полн. собр. соч., т. XVI, М., 1937).

15 Сютаев, Василий Кириллович (ок. 1820--1890) - крестьянин Тверской губернии, Новоторжского уезда, деревни Шевелиной, основатель религиозного "учения", исходившего из евангельской проповеди любви к людям. Официальную церковную обрядность (например, крещение) отвергал, за что в 1876 г. преследовался церковью. Был в дружеских отношениях с Л. Н. Толстым.

16 Согласно религиозному преданию иудеев, бог обрек человека на труд в наказание за то, что первочеловек Адам вкусил от запретного плода.

1 2 3 4

Раздел сайта: