• Наши партнеры:
    Одежда для беременных оптом оптовая одежда для беременных.
  • Архангельская Т. Н.: Казанские издания в библиотеке Ясной Поляны

    Казанские издания в библиотеке Ясной Поляны

    Архангельская Т. Н. (Ясная Поляна)

    В основном за 50 лет при Толстом в Ясной Поляне сложилось книжное собрание, насчитывающее более 23-х тысяч томов на 39 языках. Состав книг весьма разнообразен.

    Для казанских краеведов наибольший интерес представляют книги - спутники пребывания Толстого в Казани, т. е. литература, читанная им в университетский период (1844-1847 гг.). В 40-х годах, отмечает И. В. Чуприна, "к влиянию среды семейной прибавляются и получают преобладание другие общественные воздействия /: / как противодействующее светскому идет влияние передовых гуманистических идеалов эпохи 40-х годов, естественным и главным путем проникновения которых в поле зрения Толстого являлось чтение"1 .

    "Публичных или частных библиотек для чтения тогда и в заводе не было, - читаем в воспоминаниях бывшего казанского студента Янишевского. - Беллетристические журналы попадали в руки студентов изредка только от городских знакомых. Однако же всё выдающееся в литературе студенты всячески доставали и с жадностью читали" 2 . Известен список, составленный самим Толстым, включающий в себя литературные произведения, имевшие на него наибольшее влияние в возрасте 14-21 года. Произведения современных русских писателей (Гоголя, Тургенева, Григоровича, Дружинина и др.) преимущественно были читаны в Казани в журнальных изданиях, и в библиотеке Ясной Поляны этих экземпляров практически нет.

    Некоторые издания зарубежных авторов, хранящиеся в доме-музее Толстого, представляют интерес с точки зрения возможных связей с чтением Толстого казанского периода его жизни.

    В библиотеке писателя сохранилось "Сентиментальное путешествие" Стерна на английском языке (1835г.), имевшее влияние "очень большое". Огромное влияние произвело чтение сочинений Руссо. В Казани Толстой занимался его трактатом "Рассуждение о том, содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов" (март 1847г.). "Я прочел всего Руссо, - говорил Толстой в 1901 году парижскому профессору Полю Вуайе, - все 20 томов, включая и "Музыкальный словарь". Я более чем восхищался, я боготворил его"3 . В библиотеке Толстого находим издание сочинений Руссо в 21 томе 1822-1825гг. (Париж) со множеством пометок Толстого.

    "Pictures from Italy") - с владельческой наклейкой яснополянской библиотеки и записью о принадлежности книги гр. Л. Н. Толстому.

    Такими же знаками принадлежности Л. Н. Толстому отмечена книга "Geschichte der Eroberung von Mexico" ("Завоевание Мексики") В. Прескотта, имевшая "большое влияние" на Толстого.

    В библиотеке сохранилась изданная в Париже в 1844 году книга "Hegel et la philosophi allemande" par A. Ott (544 с.); на обложке книги - автограф: надпись карандашом "Л. Толстой". Известно, что Толстой пробовал читать самого Гегеля, но, как говорил он впоследствии Б. Н. Чичерину, это для него оказалось "китайской грамотой"4 .

    Книга Д. И. Мейера "Гражданское право" (Ч. 1. СПб., 1863) представляет собой запись лекций по гражданскому праву проф. Д. И. Мейера, у которого учился Толстой в университете. "Как это ни странно сказать, - писал Толстой в 1904 г. в своих замечаниях на его биографию, составляемую П. И. Бирюковым,- работа с "Наказом" [Екатерины III] и "Esprit des lois" Montesquiu (она и теперь есть у меня) открыла мне новую область умственного самостоятельного труда"5 . В Ясной Поляне есть двухтомное издание сочинений Монтескье (Париж, 1817. Указанное Толстым сочинение - в первом томе).

    "Графа Л. Н. Т." хранятся в Ясной Поляне 40 томов собрания сочинений Гёте, изданного в 1840 г. (Штутгарт). Здесь есть также отдельное издание "Вертера" (Париж, 1845). В Казани в марте 1847 г. Толстой читал "Фауста", по видимому, в оригинале.(46, 249-250).

    Яснополянские владельческие наклейки имеются на 7 томах сочинений В. Шекспира: "The Plays and poems" (Лейпциг, 1843-44). Многие страницы здесь сохранили пометы, сделанные при чтении Л. Н. Толстым.

    Хронологически казанскому периоду жизни Толстого соответствуют некоторые другие книги, например, с многочисленными пометами Толстого - философский сборник или хрестоматия по философии и истории Греции (1841 г).; пятитомное сочинение Meneval "Napoleon et Marie-Luise" (Лейпциг, 1843) ; "Guerre de Peloponese" Фукидида (Paris, 1846).

    Помимо книг, приобретаемых Толстым, со всех концов России и из других стран поступали в Ясную Поляну книги, посылаемые в дар Толстому как известнейшими писателями, учеными, деятелями культуры, так и скромными авторами небольших работ, и это подтверждает лишний раз справедливость слов Горького о "живых, трепетных нитях", отовсюду протянутых к Толстому. Здесь находится, например, "Азбука для корейцев", изданная в Казани Православным Миссионерским Обществом в 1902 г. Книжка А. А. Девлет-Кильдеева "Магомет как пророк" (Спб., 1881) имеет дарственную надпись: "Глубокоуважаемому Великому Просветителю Графу Льву Николаевичу Толстому от его почитателя мусульманина башкирца Арслан Али Султанова. 1899 года 27 апреля, г. Уфа". На сборнике патриотических стихотворений "Родная муза" (автор К. Шишло ) - надпись: "Его сиятельству Льву Николаевичу Толстому в знак удивления его талантом на память от скромного автора. 12. ХII. 1900 г. Бузулук (Самарской губ.)". В 1910 г. в Ясную Поляну регулярно поступал двухнедельный народно-популярный, научно-литературный и общественный журнал "Мусульманин", издаваемый в Париже. Этот факт имеет объяснение. В оглавлении N 19 подчеркнуто, возможно. Толстым: "Письмо гр. Л. Н. Толстого к М. М. Крымбаеву". В предисловии к публикации письма сообщается что это "собственноручное письмо" Толстого было адресовано секретарю редакции журнала еще в прошлом году. "Редакция не имела возможности опубликовать его тогда же и делает это теперь с чувством глубокого уважения к красе русской литературы". Комментаторы писем Толстого в собрании его сочинений отмечают, что это письмо Толстого от 16 марта 1909 г. - ответ на письмо татарского писателя М. М. Крымбаева, отправленное из Самары 8 марта 1909 г. (Кстати, здесь же указано, что письмо впервые было напечатано в сочинениях Толстого в 1911 г., фактом журнальной публикации уточняется эта дата). Крымбаев спрашивал: "Можно ли, придерживаясь религии Магомета, дойти до счастливой совершенной жизни?" и выражал сомнение в жизнеспособности религии Магомета и Ислама. Призывая автора, как и всякого человека, стараться понять глубокие основы, которые есть в каждой религии, Толстой называет здесь очень высокой по своему учению секту бабистов и отмечает знакомую ему секту в Казани - ваисовцев как проявление движения вперед в магометанстве. "И в Коране, - писал он, - можно найти много верного и глубокого".

    Незадолго до этого, 11 февраля 1909 г., Толстого посетил 38-летний, как пишет в своем дневнике домашний врач Толстого Д. П. Маковицкий, "татарин из Казани". Это был Ходзя Мухаммед-Гинанутдин Вайсов, сын и продолжатель дела его отца, основателя магометанской секты "Божий полк", корреспондент и адресат Толстого. "Л. Н. вспомнил про Казань, что он там учился на восточном факультете по-арабски. Всё забыл, кроме чтения и нескольких слов" . Толстой говорил тогда с сыном об отце, интересовался, имеет ли он связи с русскими в Казани. Прощаясь, Толстой заметил: "Интересно будет ваше свидание с саратовским татарским пророком (о котором Л. Н. получил книжку)". Д. П. Маковицкий имеет в виду доныне сохранившуюся книжку А. Байгушева "Очерки мусульманского раскола. Татарский пророк" (Саратов, 1908. 123 стр.). Автор характеризует своеобразие сектантства у мусульман, рассказывает о татарине Тагиеве, считавшем себя пророком, и приходит к выводу о тождестве религий, о возможности на этой основе преодолеть религиозную племенную вражду, послужив тем самым "потребности времени к единению". Видимо, через редакцию журнала "Мусульманин" была получена книга редактора-издателя Tatarine M.[ Хаджетлаше М. Б.] "Современная Турция. Начальник эшелона в Африку (Повесть из военной жизни)", Париж, 1910. В книге загнуты, возможно, Толстым, уголки нескольких страниц.

    "Графу Льву Николаевичу Толстому от автора, 1903" хранится в библиотеке сборник В. В. Навроцкого "По Волге. Волжские былины и сказания в стихах" (Спб.). Книга содержит также ценные исторические справки о приволжских достопримечательностях, главным образом, монастырях, чудотворных иконах. Здесь есть, например, подобные сообщения о Чебоксарах, о Священническом погосте и часовне на берегу Волги против Казани, сведения из истории Казанской и Симбирской губерний времен болгарских поселений, о Никольском монастыре и часовне при Тетюшах.

    Книжка М. Краснораменского: "Вот так Казань! Что ни шаг, то и диво. Рассказ о том, как Микитка беспалый да Терешка удалый в Казани побывали, да чудес повидали" (Казань Тип. В. М. Ключникова, 1890. 12 с.) написанная в псевдонародном стиле, не лишена идеи - критики городской цивилизации. Любопытен отрывок в конце повествования, где описан эпизод с приобретением в деревне у коробейника книжки - купили не то, чтобы "Бову" или "Еруслана", - просто какие-то "Два старика". Думал плёвая, да уж больно дешева: 2 к., ну и купил. А ведь, смотри ты, как начал читать-то, - все и заслушались. Так, братец ты мой, за сердце и хватает! Маленькая, а умственная книжка. Да сочинил-то её, слышь ты, Толстой".

    Чувством глубокого почтения к Толстому, веры в его правоту и надежды продиктована пересылка многих книг из Казани в Ясную Поляну. На книжке А. А. Пионтковского "Смертная казнь в Европе" (Казань, тип. Имп. ун-та, 1908) - надпись чернилами: "Великому гумманисту [так в оригинале] земли Русской Графу Льву Николаевичу Толстому от автора". Здесь же, как указано на обложке, "Книжка для простого народа" "О сохранении здоровья. Сост. и изд. лекарь С. М. Вишневский". Ч. 1,3. (Казань, Университ. тип. 1889). На обложке 1-й части - надпись чернилами: "Великому народному учителю и радетелю Льву Николаевичу графу Толстому от автора С. Вишневского."

    "О воспитании детей", без указания имени автора, изданную А. С. Дубровиным (1890 г.). Кстати, на внутренней стороне обложки здесь помещено любопытное объявление о приеме заказов "Типографией и словолитней Императорского Казанского университета", с указанием адреса типографии -"Черноозерская улица, собственный дом".

    На книжке И. С. Якимова "Как я был церковным старостой" (Казань, Типо-литогр. класс О. П. Люстрицкой, 1909) имеется надпись почерком С. А. Толстой: "От автора. Казань". В книжке повествуется о том, как автор служил в Варваринской церкви в Казани и на собрании казанских церковных старост в 1908 г. выступил с Запиской, очень не понравившейся верховной церковной власти. Он был без объяснений - и без оснований - неожиданно уволен, испытал немало преследований из-за того, что не согласился отказаться от своего выступления и записки.

    "Необыкновенная личность" (Казань, 1889 г.). Толстой был знаком с Фреем , несколько раз встречался с ним. В письме к Рейнгардту от 22 февраля 1890 г. Толстой сочувственно отзывался о нем и благодарил за книжку (в Ясной Поляне не сохранилась). Есть здесь две брошюры того же автора с автографами. В 1903 г. в Казани была издана брошюра Н. В. Рейнгардта ""Воскресение" гр. Л. Н. Толстого и вопросы уголовного права".

    Интересна книжка в 16 страниц "Толстой Лев Николаевич... Кому лучше верить? "Суратская кофейня". (Издана в память 80-летнего юбилея маститого русского писателя Льва Н. Толстого)... Перевел X. Абузяров. (Казань, тип. газ. "Баянуль-хак", 1908, с портретом). Есть запись простым карандашом на 1-й стр. обложки: "Казань, Сенная, кн. магаз. Маариф Хусанн Абузяров, издатель и переводчик".

    В июле 1896 г. наставник Казанской русско-инородческой учительской семинарии А. С. Рождествин при письме из Казани послал Толстому свою статью, написанную по поводу суждений Макса Нордау о сочинениях Толстого. Известно, что дочь писателя Т. Л. Толстая ответила Рождествину, в соответствии с пометкой Толстого на конверте письма: "Поблагодарить за присылку хорошей статьи" (текст письма неизвестен, статья в архиве Толстого не обнаружена). К тому же времени (конец 90-х - начало 900-х гг.) - относятся еще три религиозно-нравственные брошюры Рождествина, вошедшие в Казани и, очевидно, присланные автором.

    Баранов А. Н. - корреспондент и адресат Толстого. В перечне писем Толстого отмечено, что он писал А. Н. Баранову в марте 1894 г. (текст письма неизвестен). В конце мая 1896 г., получив от Баранова письма и материалы по Мултанскому делу (о преследованиях вотяков за жертвоприношение), Толстой, выражая свое отношение к этому, писал ему о том, что "несчастные, мучимые вотяки должны быть оправданы и освобождены /: / От души желаю вам успеха" (69, 103). А. Н. Баранов принимал в деле непосредственное участие на стороне потерпевших как местный корреспондент (в г. Малмыжа Вятской губ.) газеты "Казанский телеграф". В то время дело, два раза окончившееся обвинением вотяков, два раза кассированное Сенатом, было снова назначено к слушанию Казанским окружным судом в г. Мамадыше Казанской губ. Одним из защитников выступал В. Г. Короленко. Обвиняемые были оправданы. В Ясной Поляне сохранились оттиски статей Баранова из журнала "Русское богатство" (с автографами). На оттиске из ї 9 за 1902 г. рукой С. А. Толстой надписана фамилия автора и заглавие статьи: "Отпавшие от православия в язычество и магометанство".

    В дневнике секретаря Толстого В. Ф. Булгакова за 11 мая 1910 г. отмечено, что он застал Толстого за чтением брошюры армянского писателя и публициста А. А. Аракеляна "Бабиэм", которую Толстой "очень хвалил". Его очень интересовало это антифеодальное массовое движение середины века. На другой день, как отмечает Булгаков, Толстой "книжку Аракеляна о бабизме дочитал и просил меня передать её Буланже, чтобы тот по ней составил популярную брошюру об этой интересной секте" 7 "узнал новые для него вещи"8 , а также то, что одновременно Толстой получил брошюру Аракеляна на французском языке "Les Guebres". (В библиотеке не сохранилась). Возможно, тогда же была получена заслуживающая наше внимание более ранняя работа Аракеляна "Курды в Персии" (Тифлис, 1904. 31 с.), оттиск из Известий Кавказск. отд. географ, о-ва. - На последней странице ее находим черновую запись письма Толстого, с исправлениями и зачеркиваниями: "Хочется написать вам, милая Елизавета Владимировна, хоть несколько слов. Первое в том, что Чертков так хорошо ответил , что я могу только выразить мое полное согласие с его мыслью, а во- вторых, то что помню излюблю вас. Л. Т.". Это приписка к письму В. Г. Черткова, написанному в мае 1910 г. к знакомой Толстого, исследовательнице сектантства, Е. В. Молоствовой. Незадолго до того, в феврале 1910 г. Молоствова посетила Ясную Поляну. У В. Ф. Булгакова об этом приезде ее с мужем отмечено: "Из них каждый говорил со Львом Николаевичем о своих интересах". Молоствова рассказывала "о переходе язычников, черемисов, чувашей, которые были крещены, в магометанство и о какой-то секте среди магометан, черемисов и чувашей Казанской и Вятской губерний: "Кучу сарта" - большая свеча9 .

    С её мужем , как отмечает В. Ф. Булгаков, "особенно долго говорили о законе 9 ноября (Лев Николаевич, конечно, является его противником, Молоствов же высказывался как сторонник его)"10 . В. Г. Молоствов был уездным предводителем дворянства в Тетюшах Казанской губернии. 19 октября посетившая Толстого Е. В. Молоствова "рассказывада о том, о чем спрашивал Л. Н.: о хуторах в Тетюшинском уезде"11 . Е-В. Модоствова, жена двоюродного племянника 3. М. Молоствовой, состояла в переписке с Толстым с апреля 1904 г. В архиве Толстого есть рукопись ее повести "Цена любви", читанной по её просьбе писателем в декабре 1904 г. (напечатана не была). Весной 1905 г. Молоствова посетила в Казанской Психиатрической больнице, арестованного и отправленного туда за крамольные убеждения сектанта К. Малеванного, о чем она писала Толстому. По просьбе писателя она хлопотала перед губернатором Казанской губ. и губернской администрацией об освобождении Малеванного, ей удалось этого добиться, в августе 1905 г. он был освобожден (после 12-летнего пребывания в больнице).

    тыс. человек, говорила о том, что "изучает их книги, хочет побыть среди них, чтоб узнать их. Говорила про татар, как они честны, доверчивы"12 . Итогом занятий Е. В. Молоствовой явилась книга "Иеговисты"; она вышла уже после смерти Толстого, но в библиотеке Ясной Поляны находим оттиск из журнала "Живая старина", издания Отделения этнографии Имп. Русск. Географ, общества (1909 г. Вып. 1) с надписью карандашом неустановленным почерком: "Оттиск статьи Молоствовой об иеговистах". Кроме того, автором была прислана Толстому брошюра "Секта Иеговистов" Сообщение в Отделении этнографии имп. рус. геогр. о-ва 30 янв. 1909 г. (Спб., 1909). В письме от 30 апреля 1909 г. Толстой благодарил автора за присылку "очерков" и сообщал, что он прочел их. (79,175). Любопытно, что в начале 30-х годов Молоствова редактировала материалы 49 тома собрания сочинений Л. Н. Толстого (Юбилейного). Она жила в Долгой Поляне, вблизи Тетюшей, умерла в 1936 г.

    Есть в библиотеке Толстого казанские издания, связанные с именами классиков русской литературы.

    Такова книжка Н. Н. Булича "В память пятидесятилетия смерти Пушкина (29 янв. 1887 г.)" (Казань, тип. Имп. ун-та , 1887. 50 стр.). Николай Никитич Булич, возможно, - один из казанских знакомых Толстого. Окончив в 1845 г. курс по философскому факультету в Казанском университете , он с 1854 по 1885 г. был профессором этого университета. В Записной книжке Л. Н. Толстого за октябрь 1855 г., (когда он находился в Петербурге), записан петербургский адрес Булича (без указания инициалов). Добавим, что к столетию со дня рождения Пушкина на страницах номера казанского журнала "Деятель", имеющегося в Ясной Поляне, было напечатано большое стихотворение "Перед бюстом Пушкина" (автор- В. Д.).

    Издание "Энеиды" Вергилия в переводе А. А. Фета - вышло "со введением, объяснениями и проверкою текста Д. И. Нагуевского, орд. профессора Имп. Казанского ун-та" (М.,1888 г. В библиотеке Толстого издание с автографом А. А. Фета).

    "Из охотничьих воспоминаний" Ю. М. Смельницкого , вышедшие в Казани в 1896, 1905 и 1909 гг. Два издания своих рассказов и сказок присылал Толстому с дарственными надписями А. Н. Баранов (изданы в Казани в 1891 г. и в Вятке в 1895 г.). Есть в Ясной Поляне объемистый том почти в 900 с.: "Рассказы и очерки" Н. В. Сорокина (Казань, типо-лит. Имп. ун-та. 1905). На титульном листе - надпись: "Великому писателю земли русской Льву Николаевичу Толстому с чувством благоговения от автора. 1906. Март,17". Назовём здесь же еще один представленный в Ясной Поляне казанский журнал. - "Муравейник", NN 1-3 за 1905 г., редактор-издатель В. Бартош (Муравей). Журналы почти не разрезаны. Есть у Толстого казанское издание второго тома повестей "Муравья"(1903 г. 502 с.) с дарственной надписью: "Льву Николаевичу, дорогому учителю жизни. Муравей".( Книга не разрезана).

    Естественно, что в группе "казанских" книг , как и во всей яснополянской библиотеке, значительна прослойка изданий, касающихся религиозно-нравственных взглядов Толстого. Здесь есть второй том Полного собрания сочинений Антония Храповицкого ( Казань, тип. Имп. ун-та. 1900. 442 с. Разрезано лишь начало). На титульном листе надпись чернилами: "Графу Льву Николаевичу Толстому на память о нашем разговоре относительно 1) психологической основы духовного учительства и 2) нравственного содержания христ. догматов. Статьи эти отмечены нотабене. Приношение автора". Антоний, епископ Волынский, посетил Толстого в марте 1892 г., в бытность свою архимандритом и ректором Московской Духовной академии (Гусев. Летопись, 467). Вероятно, он прислал Толстому свою брошюру "Беседа христианина с магометанином об истине Пресвятой Троицы" (Почаев, изд. Лавры. 1903). Беседуя с Толстым об Антонии в марте 1908 г., Маковицкий, судя по его записи, напомнил ему, что Антоний был Председателем Миссионерского съезда в Казани в 1897 г.; далее Маковицким отмечено об Антонии: "Он писал к Л. Н.. письма в печати, (очень сдержанно). Убеждал его вернуться в православие"13 .

    Довольно крупными работами представлен А. Ф. Гусев - профессор Казанской духовной академии. Наряду с его небольшой работой, напечатанной в Москве в 1885 г. "Христианство в его отношении к философии и науке" (99 с.), в Ясной Поляне находятся две его солидные книги, направленные против Толстого. Одна из них- "Основные "религиозные" начала графа Л. Толстого. Апологетическое сочинение" ( Казань, типо-лит Имп. ун-та 1893. 427 с.).

    В воспоминаниях Дж. Кеннана (лето 1886 г.) запечатлены такие слова Толстого: "Мне запретили издавать мою "Исповедь", но церковные власти в конце концов сами напечатали её в своем "Православном обозрении" с подробным опровержением моих ересей духовным сановником"14 . На протяжении полугода в 1886 г. и затем в 3-4 номерах в 1889 и 1890 годах печаталась в журнале "Православное обозрение" статья А. Ф. Гусева "Исповедь гр. Л. Н. Толстого и его мнимо-новая вера". Несмотря на исключение из текста самых антицерковных мест статьи, напечатанные выдержки из "Исповеди" давали возможность русскому читателю познакомиться с произведением Толстого. В той же беседе Толстой отметил, что долго не мог найти номеров этого журнала, чтобы увидеть статью Гусева: именно этот материал в библиотечных экземплярах оказывался отсутствующим). Выступал Гусев против Толстого и на страницах "Миссионерского обозрения" в 1902 г. Его книга "О сущности религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого", вышедшая вторым изданием в Казани в 1902 г. в 619 страниц есть в Ясной Поляне. Помимо вопроса о сущности религии вообще и христианства в особенности, автор касается здесь проблем: "О непротивлении злому", "О негневливости", "О бракорасторжении", О клятве и присяге", "О неосуждении ближних и об юридических судах", "О патриотизме и о войне" и др.

    "Иная жизнь" (автор не указан, речь идет о секте "Христовой общине") (Казань, 1906.347с.). Толстым здесь подчеркнуты слова: "Когда Христос сказал: "Любите врагов", тогда война умерла для христианина". На страницах 342-345 отчеркнуты большие отрывки текста о брачном обряде и о толковании его церковью. Закладка в книге относится к сообщению о книге Мензиса "История религий". На титульном листе надпись Маковицкого чернилами: "Эту книгу Л. Н. "читал и говорил о ней".

    "О святых таинствах церковных. (По поводу новой о них лжи). Из журнала "Деятель".(Казань, 1902. 72 с.).

    В книжке Н. А. Бобровникова "Из чтений на съезде учителей народных училищ Казанской губернии" ( Казань. Тип. В. М. Ключникова, 1882) были загнуты при чтении Толстым несколько уголков страниц. Внимание писателя, сторонника распространения народного образования, привлекла помещенная в брошюре речь в день открытия съезда учителей "Связь школы с жизнью народа". Не случайно остался загнутым уголок листа с эпиграфом к книге: "Что это за обучение, которое не развивает рассудка, не дает никаких положительных знаний и не оставляет после себя желания учиться".

    К этой же группе изданий можно отнести брошюру В. А. Богородицкого "О преподавании русского языка.(Из наблюдений в Казанской татарской учительской школе)" ( Казань, типо-лит. Имп. ун-та, 1889. 27 с.) и две его книги с одинаковыми дарственными надписями: "Глубокочтимому писателю гр. Льву Николаевичу Толстому от автора": "Общий курс грамматики. (Из университетских чтений)".( Казань, 1904) и "Очерки по языковедению и русскому языку. Пособие при изучении науки о языке.(Казань, 1901).

    К языковедению имеет некоторое отношение работа А. А. Сахарова [На пути к братству народов. Сборник статей о международном языке эсперанто на эсперанто и русском языках. С прил. Грамматики языка эсперанто, полного эсперанто-русского и сокращенного русско-эсперантского словарей.] (Казань, Первая эсперантская тип. И. Н. Харитонова, 1907, 175 с.). Текст на русском языке и языке эсперанто. На 1 странице надпись чернилами: "Графу Льву Николаевичу Толстому в знак глубочайшего уважения от составителя. А. Сахаров". 4 марта 1908 г. А. А. Сахаров обратился к Толстому в письме из Москвы за разрешением перевести на язык эсперанто роман "Анна Каренина". По поручению Толстого на письмо ответил его секретарь.

    неразрезанные. В книге "Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия. Материалы для истории православного русского миссионерства" ( Казань Тип. Имп. ун-та, 1883, на обл. 1885, 35 с.) внимание Толстого привлекли характерные детали политики правительства по отношению к народам Поволжья. Разрезана часть книги, где воспроизведены царские указы и деловые бумаги о переводах церковных книг. В этой части книги приводятся тексты обращений на разных языках, с которыми выступили в 1767 году перед императрицей Екатериной II, посетившей Казань, "инородческие ученики пяти разных племен: черемисы, чуваши, вотяки, мордва и татары", благодарившие "мать-царицу" за то, что "дальные край своей земли посещать не оставляет". Надпись карандашом на обложке книжки: "Е. Ильминской" позволяет предположить, что книги Н. И. Ильминского были пересланы в Ясную Поляну после его смерти (в декабре 1891 г.) вдовой педагога. Известно, что в 1893 г. дочь Толстого Т. Л. Толстая отвечала по поручению отца на какое-то письмо Е. С. Ильминской.

    Среди имеющихся работ Ильминского наиболее содержательные: "Казанская центральная крещено-татарская школа. Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар". (Казань, изд. П. В. Щетинкина 1887.484 с. Ильминский был учредителем этой школы); "Материалы для сравнительного изучения церковно-славянских форм и оборотов, извлеченных из Евангелия и Псалтири" (Казань, тип. Имп. ун-та. 1888.138 с.), "Обучение церковно-славянской грамоте в начальных народных училищах (когда она преподается после русской грамоты) с примерами для чтения из Св. Писания и из молитв и с объяснениями для народных учителей. Кн. 1-2. Кн. 1. Для учеников. Кн. 2. Для учителей. (Казань, Тип. ун-та и В,М. Ключникова. 1891. 128 и 84 с.). Отметим между прочим, что в библиотеке Ясной Поляны есть книжка Казаса И. "Краткий практический учебник русского языка для начальных татарских школ Таврической губернии. Пер. на казанское наречие Максудов". (Казань, тип. Б. Л. Домбровского. 1900. 60 с.). Далее среди книг Ильминского назовём "Письма к крещеным татарам" (Казань, ред. "Православного собеседника", 1896. XXVIII, 210 с.).

    "Николай Иванович Ильминский. Избранные места из педагогических сочинений"(Казань, изд. почитателей покойного, 1892. 136 с., с портр.). В сборнике помещены статьи Ильминского о применении русского алфавита к инородческим языкам, об открытии русско-инородческой учительской семинарии в Казани и др.

    Есть в Ясной Поляне небольшая книжка, присланная Толстому прямо из чувашской деревни - это книжка священника Т. Земляницкого "Чуваши (Некоторые исторические данные о чувашах вообще и в частности Козьмодемьянского уезда в связи с вопросом о христианском просвещении их )" (Казань, Центр, тип. 1909. 22 с.). На титульном листе - автограф Земляницкого: "Великому русскому писателю Льву Николаевичу гр. Толстому автор "Чуваш" приносит свой маленький и несовершенный труд с целью и с надеждой получить от него его небольшой портрет (фотогр. карточку) с автографом. Село Хыр - Касы Козьмодемьянского уезда Казанск. губ. священник Транквиллин Земляницкий. 19-1/17-10 г.". На верхней обложке приклеена марка со штемпелем Козьмодемьянского п/о. Еще за год до этого Земляницкий прислал в Ясную Поляну письмо о православии и взглядах Толстого. Толстой оставил письмо без ответа, но на конверте написал: "Без ответа. От священника, не глупое". 8 апреля 1910 г. в дневнике Маковицкого было отмечено, что книжку Земляницкого Толстой прочел и написал автору (текст неизвестен). Книжка содержит историко-этнографические сведения о чувашах. На одной из последних страниц книжки Толстой отчеркнул фразу: "В настоящее время идет усиленное стремление приобщить (одними при помощи системы Ильминского, другими - при помощи так называемой обрусительной системы) чуваш к русской культуре и к русскому образованию".

    С материалами о народном просвещении Толстой мог познакомиться, читая журнал "Деятель" (ї 6/7 за 1890 г.), здесь есть статьи: "Об улучшении начальных учителей", "Отчёт Комитета Общеобразовательных учреждений".

    "Забытые и заброшенные, но крайне необходимые книги нашей школы, особенно духовной" ( Казань, тип. Имп. ун-та, 1889), и его же книга "Апостол языков Павел и апостолы обрезания в их отношении друг к другу в жизни и учении.(Критический обзор взглядов по этому вопросу богословов немецкой - тюбингенской школы)" (Казань, тип. Имп. ун-та,1892. 258 с.) Разрезана лишь до с. 9).

    "Условия веры" (автор не указан, Казань, Типо-лит. Имп. ун-та, 1894. 63 с.) содержит тексты мусульманских молитв, Слов, Обрядов, разъяснения понятия Веры, типовые вопросы и ответы верующего. Параллельный текст на татарском и русском языках придает книжке своеобразный национальный колорит. В не меньшей мере колоритны такие казанские издания как книжка Аль- Максуди, Садыр Алладин "Магишат" (Казань, Садрутдин Максудов,1900, (Братья Каримовы). 78 с., частично не разрезана), или "Бир кишаи нашыхат [Злостью не исправить своего положения: Сборник назидательных историй]. (Казань, Казанский университет, 1890. 24 с.).

    На нескольких изданиях в библиотеке писателя необходимо остановиться подробнее потому, что они имеют наибольшее "соприкосновение" с личностью самого Толстого.

    Из Казани пришло парижское издание Perskii Sergei "Tolstoi intimr Souvenirs - Recits - Propos familiers" (Париж, 1909) с дарственной надписью: "Льву Николаевичу Толстому с глубоким уважением и благодарностью С. Перский (9/V Казань)".

    Нельзя не отметить издание Н. Г. Молоствова и П. А. Сергеенко "Лев Толстой. Критико-биографическое исследование". Ч. 1,3. (Спб., 1909. Ч. 1. - 73 с. Ч. 3. -146 с.). Еще в феврале 1897 г. Н. Г. Молоствов обратился в письме к Толстому с просьбой об издании библиографического справочника о писателе к 50-летию его литературной деятельности. Толстой одобрения не выразил. Библиография издана не была. В архиве Толстого сохранился записанный на конверте тогдашний адрес Молоствова: "Казанской губ. Тетюшского уезда д. Долгая Поляна. Мичману Молоствову". Когда Н. Г. Молоствов в мае 1897 г. обратился к Толстому с просьбой о содействии в написании его биографии, писатель ответил, что это дело "прямо неприятно ему", и он не сможет помочь (70,29). В связи с приездом Н. Г. Молоствова в Ясную Поляну в 1908 г. Д. П. Маковицкий записал в дневнике за 12 июня, что Молоствов, 17 лет занимаясь биографией Толстого, "собрал 14 тыс. NN библиографических. Такого материала ни у кого нет. По ним написал подробную биографию в 14 выпусках(...) считает самым нужным учредить музей Толстого"15 "искусственно". Получив в конце февраля 1910г. второй выпуск, Толстой в домашнем разговоре назвал даже это издание вульгарным16 , т. к. в нем оказалось недостаточно духовного, а осталось материальное и аляповатое17 . Может быть, так было сказано отчасти и потому, что в старости Толстой с иным чувством относился к шуткам, описанным Молоствовым, подобным, например такой, какая имела место в имении В. И. Юшкова, когда Толстой заезжал в Казань в 1851 г. по пути на Кавказ: "Он предложил молодому сопровождавшему его прокурору Оголину, когда они прибыли в усадьбу Юшкова, поспорить, кто из них скорее взлезет на дерево. И вот, пока слуга докладывал об их приезде, оба стали карабкаться на березы. По словам самого Л. Н. Толстого, "когда Юшков вышел и увидал прокурора, лезущего на дерево, он долго не мог опомниться" ( Цит. по Вып. 3, с. 98). Существенно то, что Маковицкий отмечает в дневнике в июне 1908 г.: съездив из Ясной Поляны в Шамордино повидаться с сестрой Л. Н. Толстого, Молоствов поехал с художником-фотографом в Казань, "снимать дома, где жил Л. Н" 18 . ( Архив Н. Г. Молоствова, умершего ранее Толстого, в том же 1910 г., теперь находится в Государственном Музее Л. Н. Толстого в Москве).

    "Вино-яд. Защитникам умеренного употребления вина. - Русским матерям". (Изд. 3-е. Казань, изд. Казанского О-ва трезвости, 1895. 15 с.). Автор-председатель Казанского общества Трезвости в статье "Моя переписка с М. Л. и Л. Н. Толстым" (1912 г.) сообщал о себе: "Вопросом о борьбе с пьянством я занимаюсь с 1885 года(...) Первая книжка для народа была выпущена под заглавием "Вино для человека и его потомства - яд" в 1885 году; эта книжка и была причиною, почему я начал переписку с Марией Львовной и затем со Львом Николаевичем". О высланной по просьбе Толстого книжке Соловьева дочь писателя сообщала автору: "Отец прочитал её, нашел, что она хороша и очень полезна". Толстой содействовал выпуску второго, вышедшего в 1888 г. в "Посреднике" издания брошюры А. Т. Соловьева против пьянства ("Толстовский ежегодник" 1912. С. 149). В мае 1888 г. Толстой правил корректуру листка А. Т. Соловьева "Вино- яд" (86,157), распространявшегося при книгах и газетах. 12 января 1889 г. "Русские ведомости" напечатали статью Толстого против пьянства "Праздник просвещения", приуроченную к Татьяниному дню. В газетах стали появляться отклики, исполненные раздражения. По этому поводу А. Т. Соловьев выступил в Казани со статьей "Татьянин день. Ответ на возражения Льву Толстому" ( Казань, А. С. Дубровин, 1890, есть в Ясной Поляне).

    "Деятель" (ї б/7 за 1890 г.) , где были помещены небезразличные, конечно, для Толстого Протоколы Казанского Общества Трезвости, Отчеты председателя этого общества и его Отделов. Здесь же, между прочим, был помещен "Проект правил дома труда". К факту организации домов труда, помогавших в борьбе с пьянством, возможно, имеет отношение книга "Трудовая помощь в губерниях Казанской, Вятской и Симбирской с Всемилостивейшего соизволения Государыни Императрицы Александры Фёдоровны, оказанная в 1899 году Попечительством о домах трудолюбия и работных домах. Отчет уполномоченного" (Спб., 1900. XXXV. 395 с. Яснополянский экземпляр разрезан неполностью) .

    Неослабное внимание Толстого к проблеме борьбы с пьянством проявилось и в его отношении, например, к книжке М. Я. Капустина "Вкусовые вещества. Их диетическое и моральное значение. Речь, произнесенная в годичном заседании Казанского общества врачей, 30 октября 1893 года" (Казань, тип. Имп. Ун-та, 1894. 21 с.). Толстой читал книгу Капустина в 1894 г. (52, 116 и 569) В дневниковой записи Толстого за 24 апреля статья названа глупой и поразительной по своей наивности, но тем не менее оказавшейся полезной для Толстого в процессе уяснения для него сущности современной науки (52,116) . Автор - профессор гигиены Казанского университета - в конце статьи полемизирует с Толстым (по поводу его статьи "Первая ступень"). "Люди пьют вино, курят табак, и наука ставит себе задачей физиологически оправдать употребление вина и табаку", - записал тогда Толстой в дневнике (52,116).

    Иногда связь того или иного издания из библиотеки Толстого с Казанью оказывается чисто номинальной: таково оставшееся неразрезанным, вероятно, мало интересное для писателя "Дело отставного профессора Казанского университета А. Н. Хорват. Оскорбление на бумаге чести ректора Ун-та К. В. Ворошилова. С предисл. А. Н. Хорват.(М.,1904. 314 с.).

    "Апологии сумасшедшего" и "Философических писем" П. Чаадаева, вышедшие в 1906 г. под редакцией и с предисловием приват-доцента Казанского университета Вл. Н. Ивановского, ( вторая книга - из серии "Философская библиотека", издаваемой под общей редакцией приват-доцента Казанского уиверситетата Вл. Н. Ивановского, N 8) были присланы Толстому из Москвы его знакомым А. С. Бутурлиным осенью 1906 г.(В книгах множество отрывков отмечено Толстым).

    - Университ. тип.; вып. 3 - тип И. И. Еффимовского- Мировеиц-кого. 1870,1871, 1875 г.). Правда, резонно сопоставить их с книжкой "Туркестанская область. Заметки статского советника М. С. Бекчурина..." (Казань, Университ. тип.,1872). На обложке. надпись: "Его сиятельству, Графу Толстому в память приезда в Оренбург от автора. 1876". Между с. 68 и 69 вложена карта Внутренней Киргизской орды.) Внимательный просмотр разрезанных страниц ориентирует нас на интерес Толстого к этнографическим материалам в этих "Записках". В частности, в 3-м выпуске, в разделе "Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометан Оренбургского края" остались бесспорно толстовские отчеркивания синим карандашом больших частей текста. На с. 192 последние б строк и на следующей странице первые 12 соответствуют второй главе из мусульманского рукописного сборника повествований "Цвет правды" о мудреце Гусейне, пренебрегшем земной славой ради веры. В четвертой главе, в повествовании "Суд", отчеркнут весь текст в 24 строки о неизбежности суда Вышнего и наказания жестокосердых. Здесь же сохранились характерные загнутые уголки страниц- в своеобразной толстовской манере ("вдвое"). Уголками отмечены и с. 226,227 (Песня о Бахтияре). Здесь же помещено большое повествование о Чингис-хане.

    "Эстетический разбор плача Давидова на смерть Саула и сына его Ионафана, сочиненный и читанный при публичных испытаниях в Тульской семинарии словесности учеником Васильем Щепетевым 1816 года июля [?] дня" (Казань, унив. тип. 1816. 37 с. Сохр. оч. плохая). Не менее загадочна здесь надпись чернилами на оборотной стороне титульного листа: "Подарена Васильем Щепетевым, что ныне Виталий Епископ Костромской" - без указания адресата и даты.

    Нет пока никаких данных для объяснения надписей на книгах "Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. Сказания, легенды, повести, сказки, притчи". Под ред. Н. Костомарова. Вып. 1-2. Спб.,1860. На обложках обоих выпусков, невидимому, рукой Толстого, надписано выцветшими от времени черниами: "Каз. Биб." (т. е. Казанская библиотека - ?).

    "казанской" литературы в яснополянской библиотеке представлен лишь в самых общих чертах, но, в известной мере, вероятно, может послужить указателем для исследователей, ибо почти каждое издание, как свидетельствуют приведенные примеры, предполагает и иногда проясняет тот или иной конкретный эпизод жизни и творчества Л. Н. Толстого и его связей с Казанским краем.

    Примечания

    1Чуприна И. В. Трилогия Л. Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность". - Саратов, 1961. - С. 39.

    2

    3

    4Там же. - С. 206.

    5Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90-тт. М.. Л. 1928-1958. Т. 34. С. 398. В дальнейшем том и страница этого издания приводятся в тексте, в круглых скобках.

    6Маковицкий Д. П. У Толстого. Яснополянские записки. Лит. наследство. Т. 90. - М.,1979. Кн. З. С. 326.

    7

    8Маковицкий... Кн. 4. С. 251.

    9Там же. - С. 187.

    10Булгаков... - С. 87.

    11

    12

    13Там же. Кн. З. С. 28.

    14Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. М. 1978. - Т. 1. С. 378.

    15

    16Там же. Кн. 4. С. 189.

    1718Маковицкий... Кн. 3. С. 121.