Карташева Е. И.: Казанский музей Л. Н. Толстого - к проблеме разработки концепции

Казанский музей Л. Н. Толстого: к проблеме разработки концепции

Карташева Е. И. (Казань)

Официальной датой основания музея Л. Н. Толстого в Казани можно считать двухтысячный год, когда были изданы соответствующие постановления - Кабинета Министров (N 696 от 27.09.2000 г.) и Главы Администрации города ( N 1985 от 9.10.2000 г.)

Появлению этих документов предшествовала длительная предыстория, так как идея о необходимости для Казани толстовского музея не раз выдвигалась учеными, музейными работниками, краеведами и др. В настоящее время непосредственным импульсом к принятию решения стала деятельность, развернувшаяся в городе в преддверии двух замечательных юбилейных дат - 200-летия университета (2004 г.) и 1000-летия Казани (2005г.).

В качестве музейного объекта был определен дом N15 по ул. Япеева (бывший дом Дедевой-Горталова на Поперечно-Казанской улице), где Л. Н. Толстой и его родные жили в 1841-1845 гг.

Настоящий (первый) этап создания музея осуществляется в рамках Национального музея РТ (НМ РТ) и включает два ведущих направления:

Для работы над концепцией музея организована творческая группа, в которую входят сотрудники нескольких отделов НМ РТ (музееведения и методической работы; литературного; выставочно-информационного) и музея Е. А. Боратынского. Деятельность группы осуществляется в контакте с университетскими учеными и Музеем истории КГУ.

"Исходная ситуация" научного проектирования включает следующие составляющие компоненты (факторы):

Здание имеет также самостоятельную культурно-историческую ценность. Оно было построено в начале XIX века (1812 г., архитектор А. К. Шмидт) в стиле классицизма, на основе утвержденного типового проекта. Дом является частью городской дворянской усадьбы.

В архитектурном плане наиболее примечательна постановка здания в глубине двора, а не на красной линии улицы. На улицу выходили ворота и фасады симметрично расположенных флигелей; пространство между домами и воротами было организовано в парадный двор-курдонер. За домом находился сад. Подобный тип застройки относится к редким архитектурно-градостроительным памятникам. Может быть, в данном случае выбор планировки был связан с близким соседством здания тюрьмы.

Дом и прилегающая к нему территория в течение XIX-ХХ вв. перестраивались и менялись, но в целом сохранили родовое сходство с первоначальным обликом и стилем. В упомянутых постановлениях о создании музея фигурирует только сам дом, однако необходимо включение в охранную зону - в музейный комплекс - всей сохранившейся территории усадьбы, представляющей собой (вместе с домом) целостную архитектурно-градостроительную и культурно-историческую среду.

В контексте истории Казани интересна "владельческая биография" усадьбы. Известно, что в первой половине XIX века владельцами были Дедевы и Горталовы - родственные семьи, наследовавшие друг другу. П. П. Дедева была сестрой Г. П. Каменева, теткой и воспитательницей А. А. Апехтиной, в замужестве Фукс. Дедевы и Горталовы были в родстве со многими известными дворянскими семьями , принадлежали к светскому обществу Казани.

"коренных" связей в виде земельных владений. Толстые жили здесь - в общей сложности в XVIII-XIX вв. довольно длительное время - либо по служебным обязанностям, либо по различным семейным обстоятельствам, не поселяясь на постоянное жительство. Исключением стала Пелагея Ильинична Толстая (тетка Льва Николаевича), вышедшая замуж за казанского дворянина В. И. Юшкова, но супруги не имели детей, а затем разъехались и жили отдельно.

Таким образом "казанское" предметно-биографическое наследие Толстых - сохранившиеся предметы, изображения, документы, связанные с жизнью здесь, находятся в настоящее время в двух музеях Л. Н. Толстого - в Ясной Поляне и в Москве. Часть интересующих источников хранится в архивах Петербурга, Москвы, Казани.

Вследствие этого уже сейчас можно предположить закономерное присутствие в экспозиции и фондах проектируемого музея значительного количества копий, замещающих соответствующие мемории.

Казанский музей Л. Н. Толстого "по определению" является персонально-биографическим (музеем личности) и литературоведческим (историко-литературным) музеем, но уже в исходной ситуации направленность музея можно трактовать и в более широком смысле как культурно-историческую.

Все названные выше факторы, характеризующие начальный момент создания музея, в своей совокупности влияют на формирование концепции, очерчивают перспективные возможности и неизбежные ограничения, определяют критерии и подходы, применяемые в последующей работе и т. д.

Научный проект музея - понятие сложное, образующее многоаспектную структуру, основополагающими частями которой являются концепции музейного собрания (фондов) и экспозиции.

Для проектируемого музея разработка и осуществление концепции фондов является серьезной проблемой (о причинах этого говорилось ранее), однако данный факт не может быть, на наш взгляд, основанием безоговорочно отдать приоритет концепции экспозиции. Только полноценное, развивающееся собрание способно обеспечить нормальную жизнедеятельность музея. Это относится и к персонально-биографическим музеям, в которых социокультурная идея "увековечения памяти" (бессмертия личности) зачастую приводит к преобладанию вербального ("идеологического") начала над предметным, опирающимся на источники.

Музей - в любом случае - остается по своей родовой принадлежности и сути хранилищем определенного "фрагмента" культурно-исторического наследия, в соотнесении со своей проблематикой.

В рассматриваемом случае проблематика находится в рамках обширной многоуровневой темы "Толстой и Казань (Казанский край)", содержание которой включает разнообразные аспекты:

Таков - в "назывном" обобщенном варианте - круг основных проблем, находящихся в исследовательском поле создающегося музея.

Концептуальное отличие от чисто научного учреждения в этом отношении заключается (должно заключаться) в том, что приоритетной профессиональной задачей музея является источниковедческая деятельность; формирование музейного собрания как специфического "синтетического" хранилища, включающего: коллекции подлинных памятников; фонд копийных материалов, фонд "информационных источников", т. е. базу данных об источниках, находящихся в других хранилищах (музеях, архивах, библиотеках, частных коллекциях).

Структура предполагаемого музейного собрания в основном соотносится с обозначенной проблематикой темы. Очевидно, что подобное собрание выходит за рамки традиционного понятия "фонды музея" и нуждается в теоретическом (музееведческом) осмыслении, но это должно стать предметом отдельного рассмотрения.

В плане тенденции развития речь идет о максимально возможной разработке массива источников, что позволит музею стать информационно-исследовательским центром - центром поиска, комплектования, концентрации, хранения и систематизации источников по теме "Толстой и Казань (Казанский край)". В этом видится основное направление реализации социокультурной миссии музея, конкретное воплощение идеи мемориальности.

Подобное хранилище создаст прочную основу для развертывания исследовательской, экспозиционной, культурно-образовательной деятельности музея, обеспечит возможности для широкого диапазона музейной коммуникации.

Целенаправленный источниковедческий подход в качестве одной из ведущих концептуальных идей отвечает, на наш взгляд, также тем критериям, которые предъявляются к музеям на современном этапе развития общества - критериям полноты, систематизации и открытости информации (информационного потенциала).

Концепция экспозиции, безусловно, теснейшим образом связана с концепцией музейного собрания - они "произрастают" из общей темы; вторая концепция является фундаментом первой, но между ними есть существенные различия.

Концепция фондов, как уже говорилось, предполагает исчерпывающую широту охвата источников. В свете этой концепции ценность источников при комплектовании не сводится только к их значимости как экспозиционных материалов.

Концепция экспозиции, образно говоря, более лаконична. Мы далеки от мысли, что экспозиция должна единовременно представлять заявленную тему в полном объеме проблематики (тем более в камерном пространстве жилого дома).

Разработка концепции экспозиции музея Л. Н. Толстого опирается на опыт теории и практики экспозиционной деятельности отечественных литературных музеев второй половины ХХ в. В этой сфере были достигнуты замечательные результаты, связанные с идеями и работами Е. А. Розенблюма, А. З. Крейна, В. П. Арзамасцева, Т. П. Полякова и др.

Было выдвинуто понимание экспозиции литературного музея как специфического предметно-визуального (предметно-пространственного) произведения, созданного на "музейном языке" по законам художественного текста и обладающего его парадигматическими признаками - сюжетностью, композицией, драматургией действия и т. д. Подобный подход актуален и для проектируемого музея.

Сверхзадачей является отражение через предметную среду экспозиции такого уникального явления как юность Л. Н. Толстого, вмещающего напряженный и противоречивый процесс восприятия мира, людей, себя; выстраивание личности художника и мыслителя. Эта сверхзадача выводит нас в сферу нематериального мира идей, эмоций и движений внутренней жизни человека, запечатленных в слове.

и "интерьерного" (историко-бытового) подходов; насыщение культурно-исторической и субъективно-личностной семантикой предметной среды экспозиции, соблюдение грани между художественной метафоричностью и поверхностной театральностью; достижение интеллектуально-эмоциональной притягательности экспозиции и т. д. В нашем случает следует упомянуть также объективно существующие трудности со степенью подлинности и мемориальности экспонатуры. Традиционной проблемой продолжает оставаться органичность (с точки зрения художественности и посетительского восприятия) включения слова - вербального компонента - в экспозицию.

Поставленные задачи в наибольшей степени соотносятся с типом сюжетной ("сюжетно-образной" по определению Т. П. Полякова) экспозиции. В качестве "прототипа" для сюжетного построения предлагается рассказ "После бала" (1903 г.), столь хрестоматийный и столь значимый для экспозиционного проектирования.

Выбор литературной основы обусловлен многочисленными причинами и факторами, в числе которых выделяются следующие:

"Толстой и университет"), а также для формирования визуальной предметной среды экспозиции на основе подлинных материалов.

Особое внимание к казанской архитектуре "времен Л. Н. Толстого" продиктовано тем, что этот город в настоящем времени на глазах уходит и нуждается в запечатлении своего неповторимого облика.

Семантическая структура рассказа строится вокруг понятия "бал" - одного из ярчайших, знаковых явлений дворянской культуры. Столкновение темы бала (праздника, полного красоты и любви) и сцены наказания солдата (резкое отрезвление после бала) создает еще одну возможность развития драматургического решения экспозиции.

Выдвижение рассказа "После бала" в качестве литературного прототипа для разработки концепции экспозиции не сводится к простому иллюстрированию указанного произведения; речь идет о глубоком вхождении в ткань художественного текста, в его ассоциативно-семантическое поле, и последующее построение на этой основе нового, специфически-музейного, произведения.

Без сомнения, значительным влияющим фактором экспозиционного проектирования станет архитектурное пространство, однако это уже проблема следующего этапа, когда завершится историко-архитектурное исследование планировки здания (и в целом усадьбы), декоративного убранства интерьеров. Подход к экспозиции как к произведению визуально-предметной культуры определяет необходимость высокого уровня архитектурно-художественного проектирования.

"Толстовство как социокультурное явление в конце XIX-начале ХХ вв." и "Л. Н. Толстой и татарская культура". Ряд тем могут осуществляться как выставочные проекты - например, тема "Произведения Л. Н. Толстого на казанской театральной сцене".

Перспективной представляется разработка проекта виртуальной экспозиции музея (в электронном варианте) со своим самостоятельным сюжетом, в котором нашли бы место мемории, которыми мы не обладаем.

Проектирование и создание казанского музея Л. Н. Толстого предполагает дальнейшее развитие плодотворного (уже начавшегося) сотрудничества с учеными и музейными специалистами - Казанского университета, музеев Л. Н. Толстого в Москве (ГМТ) и Ясной Поляне.