Победоносцев К. П. - Смирнову П., 22 марта 1901 г.

1907 г. Марта 22. Петербург.

Проповедь Амвросия1 превосходная. Но в полном виде я считаю в наст[оящее] время не благоразумно помещать ее в Церк[овных] Вед[омостях]. — Я наметил сокращения и выпуски карандашом, если автор согласится. У себя же в епархии и отдельным изданием пусть печатает всю как есть. Церк[овные] Ведомости — орган синода, и надо беречь его. И то уже какая туча озлобления поднялась за послание2. А где он говорит об умысле на царя — это ему и у себя следовало бы выпустить3...

Сейчас был митрополит4 — и он того же мнения.

Он думает, что письмо гр. Толстой с его ответом можно напечатать в Церковн[ых] Ведомостях в неофициальном отделе5.

Примечания

1 Амвросий (Ключарев), архиепископ харьковский, 18 марта 1901 г. в актовом зале Харьковской духовной семинарии произнес речь на тему «о делателях на жатве божией».

2 Под «посланием» Победоносцев разумел церковный акт об отлучении Толстого от церкви, опубликованный в «Церковных Ведомостях» 24 февраля 1901 г. под названием: «Определение святейшего синода от 20—22 февраля 1901 г., № 557, с посланием верным чадам православные грекороссийские церкви о графе Льве Толстом».

3 Победоносцев имел в виду следующее место из проповеди Амвросия, касающееся Толстого: «Возымев дерзость исказить и перестроить евангелие, он нашел возможным подменить одну из заповедей христовых и, обратив ее в ложь, пустил эту ложь по всему свету с целью самой хитростью замены и трудностью ее понимания обмануть всех. Мы говорим о заповеди: непротивление злу... Посмотрим, как эта заповедь, изобретенная с сатанинскою хитростью, применяется ко всем заблуждениям нашего века, становится их основанием и оправданием. По смыслу этой заповеди пусть христианин, понимающий зло по закону христову или даже язычески — по естественной совести, не противится ему. Если он узнает замысел против жизни царя, он не должен ему противодействовать, — это освобождение мира от тирании (анархизм); если он узнает о забастовках, об ограблении богатых людей, — пусть тому не мешает, это — справедливое восстание против капиталистов, отнимающих и присвояющих себе достояние бедных, на которое они имеют равные с богатыми права (социализм)... Вот почему так распространена и так мила современным лжеучителям новая заповедь гр. Толстого» («Вера и разум», 1901, № 6, стр. 338, 340, 341).

4 —1912) — с 1898 г. митрополит петербургский и ладожский.

5 к № 12 неофициальной часта «Церковных Ведомостей» от 24 марта 1901 г., стр. 1—2 и 2—4. Речь Амвросия была напечатана в № 15 «Церковных Ведомостей» от 14 апреля 1901 г., стр. 515—534.

Раздел сайта: