Станюкович К. М. - Эльсницу А. Л., 22 марта 1883 г.

К. М. СТАНЮКОВИЧ — А. Л. ЭЛЬСНИЦУ

[1883 г. Марта 22. Петербург.]

... Как ни как, а теперешнее «Дело» сильно изменилось против «Дела» благосветловских времен1«Деле» того залихватского тона, той бесшабашной удали относительно всевозможных, хотя бы самых трудных вопросов, какими отличалось старое «Дело» и типичным представителем которого был бедный Петинька2«выругать» и «доказать», что Л. Толстой бесталанный писатель...3

Автор — беллетрист Константин Михайлович Станюкович (1844—1903), автор романов и рассказов из быта моряков. Был редактором радикального журнала «Дело» с 1883 до 1885 г., когда журнал был приостановлен, а Станюкович был арестован и отправлен в ссылку.

— Александр Леонтьевич Эльсниц (ум. 1907 г.), привлекался по нечаевскому делу, но эмигрировал за границу. Там занимался сначала исключительно литературным трудом, помещая свои статьи в журналах и газетах «Дело», «Вестник Европы». «Русские Ведомости», «Порядок». В середине 80-х гг. выдержал экзамен на звание врача и занялся медицинской практикой в Ницце.

1 —1880 гг. редактором «Дела» был Григорий Евлампиевич Благосветлов (1824—1880).

2 «Петинька» — Петр Никитич Ткачев (1844—1882), литературный критик журнала «Дело», эмигрант, редактор заграничного журнала «Набат», «русский якобинец», как его называли. «Бедным» Станюкович называет Ткачева потому, что последние годы жизни он был болен психически.

3 П. Н. Ткачев напечатал в журнале «Дело» (1875, № 5, и 1878, №№ 2 и 4) две статьи об «Анне Карениной»; вторая называлась «Салонное художество». Содержание статьи определяется ее названием. Но большого художественного дарования Льва Толстого Ткачев не отрицал, напротив, писал о нем в первой статье: «Гр. Толстой признается одним из крупных талантов в русской литературе, едва ли не самым крупным после Пушкина и Гоголя. Это совершенно справедливо». Принижение художественного дарования Толстого находим в статье другого критика «Дела», Н. В. Шелгунова, написанной по поводу «Войны и мира» и озаглавленной «Философия застоя» («Дело» 1870, № 1). Шелгунов писал, что Толстой «не обладает могучим талантом».