Веригин П. В. - Толстому Л. Н., 12 января 1903 г.

П. В. Веригин - Л. Н. Толстому

12 января 1903 г. Потерпевшее. 

12го

Льву Николаевичу Толстому

Простите, дорогой Друг Лев Николаевич, что до сих пор не написал Вам подробного письма о своем путешествии. За дорогу конечно, можно бы написать не одно письмо, но я очень не аккуратный корреспондент. Послать телеграммы - переехав границу, при всем желании не мог, боялся остаться где-либо от поезда, а потому почти не выходил из вагона до самого Лондона; где меня встретил с распростертыми объятиями Владимир Григорьевич Чертков. В этой милой семье, как родной, я провел незаметно время две недели. Анна Константиновна хотя больна телом, но бодра и сильна духом. Чертковы работают очень много. Владимир Григорьевич проводил меня до Ливерпуля и усадил на пароход. Переезд чрез океан был очень бурным. В пристани Сенджона на пароходе всех пассажиров продержали четверо суток, при осмотре медицинской инспекцией, оказался один человек с признаками болезни оспы. В Сенджон прибыли встретить меня три Духоборца и из Оттавы Министр командировал человека, который предложил, если я иметь буду свободное время, то Министр желает меня видеть в Оттаве. Я дал согласие и виделся. О деле поселения Духоборцев я отклонил разговор, предупредив Министра, что я пока как гость в Канаде. Министр любезно обошелся со мной. Через три дня я был уже в Духоборцах. Вы можете судить добрейший Лев Николаевич, как душа моя была переполнена восторгом радостных чувств при въезде в первое село Духоборцев - это было село "Благодарное". Второе село было где живет моя мать, которую я застал очень бодрой и по летам довольно здоровой.

Перехожу к более важному вопросу из жизни Духоборцев - их последнего движения к паломничеству. Место сего письма и время не позволяют мне объяснить подробно свое мнение о этом движении - или, вернее, о истинном значении этого совершившегося факта. В основе легли три смешанны чувства, побудивших оставить местожительство 1500 человек Духоборцев и двинувшихся в путь почти без определенного направления. - Агенты как со стороны канадского Правительства, а равно и со стороны Духоборцев все люди, которые принимают участие в освобождении из тяжелого положения Духоборцев, начиная с Кавказа и до последних дней, - не выяснили точно и подробно как политических так земельно-экономических обязательств Духоборцев - если бы они остановились жить в Канаде. Это неясное состояние затягивало приемку земли и привело к тому, что в среде Духоборцев возникло мнение, что порядки правительственные суровы, и часть Духоборцев решила оставить предлагаемую им землю. Говоря: "мы пойдем искать ", то есть более человечных отношений Правительства к поселенцам. Другие - из трех "чувств" данной группы, говорили, что климат в Канаде холоден и они как вегетарианцы не могут ужиться при таком климате; пойдем найдем более мягкий климат. Третьи говорили: "Земля здесь плодородна и климат если и холоден, но зато очень здоровый, оставаясь жить мы будем благоденствовать, но там в мире - в человечестве всего земного шара много бедствует людей, наших братьев и сестер, мы пойдем и скажем всем по пути, чтобы люди оставили курить табак, пить водку, иметь ссоры, прекращать военные организации и не угнетать сильно людей, своих братьев, например, находящихся в рудниках и других общественных работах". Это объяснение дали мне в буквальном значении люди, принадлежащие к третьей группе "из трех чувств", так называемые "проповедники учения Христа".

Мое личное впечатление о всех 1500 человек, насколько я их видел, люди эти выглядят очень степенными и разумными, не исключая женщин и девушек, многие из которых говорят мне, что они решили не выходить замуж, а жить работая духовно в пользу Христа, то есть в уравнении прав человека в общежитии.

я не могу выделять это движение от общечеловеческого наболевшего вопроса неравномерной жизни.

Из Менидоса, в 130 миль от Духоборческих поселений, всей партии предложено правительством вернуться обратно. Все Духоборцы с полисменами держали себя очень кротко и насилий не было. Сейчас живут по своим домам, пищи вдоволь, со дня моего приезда правительственное пособие отклонено.

Я сравниваю это движение с поступком Авраама в принесении сына в жертву Богу, и когда Авраам занес нож, чтобы заколоть человека, Ангел Господень остановил руку - или скорее, Авраам сам пришел в сознание, что резать сына не надо, и сказал Бог: возьми сына своего, пойди домой и живи славя Бога.1 Свое мнение я высказал почти всем Духоборцам, которые ходили, оставив все житье-бытье, и говорю: чувства Ваши самопожертвования для общего блага человеческой жизни законны и дороги, но детей не надо держать в холоде и голоде, а пока остаться со всеми братьями и воспитать их. Семейные видят в таком объяснении тоже откровение Божие.

Целую Вас и прошу Бога о Вашем семейном благополучии.

Прием земли скоро будет обсуждаться на съезде.

1 Легенда об Аврааме находится в Библии: Бытие, XXII, 12--17.

Раздел сайта: