Веригин П. В. - Толстому Л. Н., 1 апреля 1905 г.

П. В. Веригин - Л. Н. Толстому

1 апреля 1905 г. Торонто.

1 Апреля 1905 г. Город Торонто.

Уважаемый Лев Николаевич,

Сейчас я с двумя депутатами от Общества приехали в южные города в Канаде, от наших поселений. Небольшое было дело к канадскому Правительству, а главное управление находится в Оттаве. Дело в том: когда Духоборцы остановились по Ассинибойю и Сван[р]иверу (местности носят название по рекам), то выговорили, чтобы поселиться селами и землю разделывать под гурт, т. е., не на каждом гомстеде - как полагается по канадскому порядку. Бывший Министр Внутренних дел, Сифтон - теперь он вышел в отставку, уважил это. Но сейчас, когда Духоборцы, так сказать, сформировались и начали разделывать землю просто рядом, а большинство гомстедов остается не тронутыми, правительство увидело нарушение порядка и жители Англичане стали разъезжать по полям, нами занятым, выбирая нераспаханные хорошие земли. Стали обращаться в подлежащие конторы, чтобы гомстеды эти переводились на них как свободные гомстеды.

Порядок в Канаде таков: человек, записавший гомстед - 160 акров - и три года пропустивший не распахивая, лишается прав на эту землю. Такая система очень разумна: землею может только пользоваться тот, который возделывает ее. Конечно, много и в Канаде несовершенств и хищений в приобретении земли в одни руки за деньги. Но я говорю о так называемой казенной земле - которая только выдается переселенцам - на каждого от 18 лет мужчину даром, и один раз. По вышеизложенной причине мы и приезжали в Оттаву и сейчас вторично правительство подтверждает свое обещание и посылает указ в ближайшие конторы к нашим селам чтобы земли Духоборцев не отчуждались - не переводились на других лиц. Все-таки такую "привилегию" они считают нарушением порядка.

В особенности местные жители начинают смотреть на Духоборцев с завистью, так как Духоборцы общинной организацией скорее могут подняться в материальном хозяйстве и следовательно будут идти впереди англичан. Так например, Духоборцы имеют уже паровые молотилки 20 пар - пару я считаю: паровик и молотилка --, до двух сот жней, резки и другие самые усовершенствованные орудия. Пшеница размалывается дома, приобретены лесопильные станки, на это лето куплено десять паровозов для пахоты - прошлое лето для опыта пахали одним. Конечно, все это обзаведение окружающих Англичан - как самолюбивую расу, злобит, потому они, живя по одиночке, по двадцати лет, и не могут завести паровой молотилки. Да и невозможно, потому что паровая молотилка стоит 3000 $, а три тысячи долларов не так легко выработать одному человеку на пшенице или овсе. Англичанам очень желательно, чтобы Духоборцы разбились по фармам и по одиночке тянули "кабалу" задолженности банкам.

время. И раз человек в силу необходимости попадает под задолженность, положение делается очень тяжелым, почти весь доход приходится отдавать процентами на заем. Местные "пауки" банки не стесняются брать 10-12 и даже до 20%. Вот Духоборцы своей общинной организацией и стараются не подпасть под опеку "пауков". Земледельцы Англичане - они все живут одиночками, сердятся за то, что хозяйство их может идти отстало, капиталисты за то, что к ним не обращаются брать вещи и деньги за проценты.

Духовная жизнь Духоборцев, дорогой Лев Николаевич, идет обычным порядком. Ведь они не были и вообще высоконравственными людьми и сразу требовать от них "Ангельской" жизни невозможно.

Многим климат кажется холодным, так как они желали бы совсем обходиться без помощи рабочего скота и коров. Для этого предстоящее лето мы предполагаем поехать осмотреть Колумбию и Калифорнию; если окажется мало-мальски возможность перейти, то желающие заняться садоводством переселятся.

Духоборцы не прочь послать депутатов даже в Австралию и по этому поводу ведется переписка с одним прежним другом Духоборцев, живущим в Австралии. Конечно, это все не искание Духовной Истины, а только удобного местожительства. Но так называемые "свободники" Духоборцы - они обобщают жизнь вообще и говорят, если человек будет угнетать животных, живя в суровом холодном климате, то он будет и дальше от Истины.

Мы были за эту поездку в Монреале у Русского Консула Струве, карсинским Духоборцам плотят за дома, и надо было получить от него деньги. Струве очень любезный человек. В Торонто осматриваем фабрики, чтобы вещи как мануфактурные и другие получать для общины из первых рук. В Торонто живет профессор Мевр1 какое это представление; житель Марса предупреждает "Буржуа", чтобы он не злоупотреблял своим богатым положением, в конце концов наводит громы и лишает земного жителя богатства и превращает в нищего. На компаньонов моих: Семена Вас. Верещагина и Семена Рыбина - эта комедия произвела большое впечатление; придя в номер, мы долго рассуждали о несправедливости нашей жизни.

Недавно я послал на Ваше имя письмо Степанову. Если получите, дошлите пожалуйста.

Передайте душевный привет всем друзьям, желаю Вам всех благ от Господа Бога.

Здоров.

Петр Веригин.

1 Профессор политической экономии Джемс Мэвор (James Mavor) был впервые у Толстого в 1889 г. Помогал духоборцам при переселении в Канаду, сохранились его письма и ответы Толстого. С. Л. Толстой вспоминал, что предложение о Канаде исходило от П. А. Кропоткина, друга Мэвора: "Мэвор провел пропаганду о желательности эмиграции духоборов, как людей, пострадавших за веру, трудолюбивых и вообще почтенных, и стал хлопотать перед канадским правительством о принятии их в Канаду" (Толстой С. Л. Очерки былого. М., 1956. С. 188). Мэвор приезжал в Ясную Поляну летом 1910 г. во время своего путешествия по Китаю, Японии и России.

Раздел сайта: