Фет А. А. - Толстому Л. Н., 16 марта 1877 г.

16 марта [1877 г.]
Московско-Курской ж. д.
Полустанция Еропкино

Вчера, за завтраком, нашел я у своего прибора два письма, взглянув на адресы которых, сказал: «не стану распечатывать, пока не допью чаю». Письма были от брата Петруши и от вас. Ваше оставил на закуску от треволнений. Теперь начну с него. Сережа, благодаря вашей головной боли, доказал, что пишет по-русски без ошибок. Передайте ему мой усердный поклон и пожелания дальнейших успехов. Кстати, о русском языке. Не забудьте, что русского книжно-общественного языка еще нет, а его делаем с вами мы, т. е. люди, одаренные чутьем, составят его хотя бы и по иностранным образцам, но непременно в духе того настоящего, каким говорит народ, и каким нам уже не говорить по 1001 причине.

Conjugal, matrimonial и marital означают все три — брачный, супружеский, но каждый, согласно латинскому корню, относится к известной стороне супружеских отношений. Между прочим, maritalement могут поселяться только не супруги, а люди, не состоящие в супружестве, но желающие устроиться на отношениях супругов. — По крайней мере, я до сих пор в первый раз встречаю слово «супружески» на 898 стр. Русск[ого] Вест[ника] у вас в «Карениной»1, и оно теперь получило права гражданства, и поделом, ибо стало тут отлично.

«Потом, убедившись, что понять этого он не может, — ему стало скучно», вместо: «он заскучал»; «Потом, вспомнив все то... ему стало грустно» — вместо: «он загрустил». Деепричастие есть одновременное действие одного и того же лица, а если нужно выразиться безлично: , необходимо сказать: когда он вспомнил2. Но все это мелочь. Зато, что за прелесть выборы, и какая подавляющая сатира!

«Заметок писателя» за 1876 г. Достоевского, купленных мной на жел[езной] дороге. Сколько тонкого ума и наблюдательности, и все пропало только потому, что автор не получил, очевидно, классического и философского образования. Что бы сказали о математике, не видывавшем в глаза вопросов и ответов Евклида, Пифагора, Ньютона и т. д.? Не в таком же ли невозможном виде является человек, рассуждающий о сути вещей, т. е. философствующий и не знающий о вопросах и ответах Платона, Канта, Шопенгауэра и т. д.? Достоевский все продолжает веровать в свободу воли, не подозревая, что человеческий ум не открыл ничего первобытней и смелей воли, которая так же стихийна и несвободна, как притягательная и всякая другая сила природы, которые в сущности только ее видоизменения. Очевидно тот, кто возится с свободной волей, возится и с преступлениями, адвокатами и наказаниями, принимая эти вещи не за условные, а за самую сущность. И выходит бог знает что. Заметьте, что весь род человеческий этого еще не понял и никогда, по глупости повальной, не поймет, что я убиваю бешеную собаку за то, что от нее беда, а не потому, что я выгоняю ей бешенство. Если бы кто ухитрился беспричинно украсть, я бы его признал богом. Но довольно. Брат П[етр] Аф[анасьевич] поймал великого князя главнокомандующего в Белой Церкви и, так как брату в силу 42-х лет нельзя поступить в войско волонтером, т. е. вольноопределяющимся, то его принял великий князь в казаки, и вот брат отправился в Кишинев, куда высылаю ему денег. Чем бы дитя ни играло, лишь бы не плакало. Графине наш общий и усердный поклон.

Кончайте вашу прелестную Каренину. Жду 12 мая и свиданья в Ясной.

Примечания

Ответ на письмо Толстого от 12 марта (см. прим. 7-е к письму № 11).

1 См. «Анна Каренина», ч. 6-я, гл. XXX—XXXII.

2 . Отвечая 23 марта на письмо Фета, Толстой писал, что ему «ужасно радостно одобрение его писания» Фетом. Однако, все погрешности в оборотах речи, на которые указывал Фет, сохранены в последующих изданиях «Анны Карениной».

Раздел сайта: