Соловьев В. С. - Толстому Л. Н., конец октября — 1 ноября 1894 г.

[Конец октября — 1 ноября 1894 г.]

Дорогой Лев Николаевич,

Еще с июля месяца лежит у меня большое письмо мое к вам о главном пункте нашего религиозного разногласия1; но я недоволен изложением своей мысли, а недоразумения на расстоянии бывают очень досадны.

При свидании (надеюсь в январе) я прочту вам это письмо, как тему для устного разговора.

Другое касающееся вас дело уже имеет практическое начало. В Москве уже переписываются те места ваших сочинений, которые я намерен употребить для своего издания. Форма моего предприятия не нова: ею уже пользовались между прочим Гамбергер2 для учения Якова Бэма и Гофман3 (философ) для Баадера.

Не изменяя содержания своих взглядов, я все более укрепляюсь в убеждении, что нравственное дело есть первое и непременное условие всего прочего и что без 4, помимо всяких личных христианских чувств. А вот с Н. Н. Страховым я буду мириться, главным образом, «на точном основании законов», т. е. во имя евангельской заповеди и личного чувства без всякой солидарности во взглядах и стремлениях, которая делается, кажется, все более и более невозможной между нами. Примирение, однако, я решил, и, думаю, оно не встретит и от него препятствий. Добрый совет ваш не продолжать полемику пришел, как дорогое мне подтверждение уже принятого решения. Так охладел я к этой полемике, что даже не читал ни дальнейших статей Тихомирова и Розанова5, ни статьи Н. Н.6. Эту прочту разве из учтивости после примирения.

Будьте здоровы, дорогой друг и наставник в деле нравственной истины. Очень желаю и надеюсь на скорое свидание с вами.

Я поселился в Финляндии на озере Сайме совершенно один в большом пустом доме; но, приехав на несколько дней в Петербург, заболел воспалением прямой кишки с большими кровоизлияниями. Как только это пройдет, возвращусь в свое уединение. Это письмо посылаю через Жюля Гюрэ7, которого вы знаете и который мне кажется добрым человеком, могущим приносить пользу, несмотря на свои странные обязанности.

M. le comte Léon Tolstoy

Diévitchié polié, Khamovnitchesky péréoulok, dom Tolstova.

Девичье поле, Долго-Хамовнический переулок, дом Толстых

Примечания

Помета Толстого:

От[ветил].

«Русского Вестника», и записи в дневнике Толстого под 4 ноября 1894 г. о письме Соловьева: «От Соловьева очень ласковое».

1 Это заготовленное Соловьевым письмо (от июля 1894 г.) осталось не переданным Толстому. После смерти Соловьева оно было напечатано в № 79 «Вопросов Философии и Психологии», стр. 241—246. Главным пунктом своего разногласия с Толстым Соловьев считал вопрос о «воскресении Христа». Для Соловьева «чудо воскресения» несомненно «для истории человечества». А. Оболенский в статье «Две встречи с Л. Н. Толстым» сообщает, как он передал Толстому в Гаспре в 1901 г. содержание письма Соловьева. Толстой раздраженно отозвался о Соловьеве и выразил недоумение по поводу того, «как это люди образованные и умные могут серьезно говорить о таком явном и очевидном вздоре, как воскресение или вознесение какого-то человека, который вместе с тем «бог» («Толстой. Памятники творчества и жизни», 1923, сб. III. стр. 42).

2 Имеется в виду книга Hamberger Julius, Die Lehre des deutschen Philosophen Jacob Böhme.

3 Франц (1801—1881), ученик Баадера. Его книга — «Die Weltalter. Lichtstrahlen aus Franz von Baaders Werken». Эрланген, 1868.

4 Еще в 1881 г. по поводу речи Соловьева о необходимости прощения убийц Александра II Толстой писал Страхову: «Молодец Соловьев. Когда он уезжал, я сказал ему: «дорого то, что мы согласны в главном, в нравственном учении, и будем дорожить этим согласием» (Толстой, Полное собрание сочинений, Юбилейное издание, 1934, т. LXIII, стр. 61).

5 «Ответ г. Владимиру Соловьеву» («Русский Вестник», 1894, № 4, стр. 191—211) и «Что против принципа творческой свободы нашлись возразить защитники свободы хаотической» («Русский Вестник», 1894, № 7, стр. 198—235).

6 Страхов Н. Н., Исторические взгляды Г. Рюккерта и Н. Я. Данилевского («Русский Вестник», 1894, № 10, стр. 154—183). Страхов защищал славянофильство против Соловьева.

7 Jules, автор интеллектуальной и моральной анкеты, проведенной в разных странах. Книга Гюрэ «Enquête sur l’évolution littéraire» (1894, 455 стр.) имеется в яснополянской библиотеке с многочисленными пометами Толстого. Толстой цитирует Гюрэ в «Что такое искусство?». Книга включает разговоры с Ренаном, Гонкуром, Э. Золя, Мопассаном, Гюисмансом, А. Франсом, Малларме, Верленом, Метерлинком и мн. др., а также письма Ришпена, Мирбо, Росни и др. по вопросам искусства.