Веригин П. В. - Толстому Л. Н., 1 августа 1896 г.

П. В. Веригин - Л. Н. Толстому

1 августа 1896 г. Обдорск.

"Самому себе противоречу". --

П. Веригин

Любезный и Дорогой Друг Лев Николаевич!

От полной души благодарю Вас за внимание, которое выразилось в послании ко мне от 21го ноября 95 г. - Я получил только на днях. Простота Вашей беседы говорит о ясности и прямоте Вашего сердца, потому, "от избытка сердца говорят уста".

Доводы Ваши о грамотности очень и очень правильны - в особенности если брать настоящий момент времени. - Как Вы и говорите. Но я иногда позволяю себе - идеализировать мысль свою в общем, не принимая в расчет времени и обстоятельств. - Оставление грамотности в наше время - и за скорый период, то есть моментально, равносильно тому, что если бы всех людей лишить обуви, или женщин современной жизни лишить шляпок, уснащенных кружевами и перьями птиц. Что бесспорно повлекло бы за собой крупные недоразумения. Один безобразный вид босых и бесшляпочных людей представлял бы отвратительное зрелище. Несмотря на то, что если бы серьезно взглянуть, то может быть люди поступили бы законно, не опутывая свои ноги обувью и не извращая естественный вид головы. Я полагаю, что самый высокий культ эмансипацированной женщины, если она не будет носить шляпки, мозги ее и мысль нисколько от этого не пострадают. - Так и грамотность, это своего рода "мода времени". Как Вы и сами проговариваетесь, что "грамотность необходима как средство по времени". - Человек, состоя грамотным, видит в этом красу самого себя - даже своей мысли, но это в общем неправильно. Быть грамотным, это иметь изящную одежду (хотя бы приобретенную посредством постороннего труда), но быть человеком, в обширном смысле этого слова, можно и неграмотному.

Мне часто приходилось видеть такие сцены, люди, разговаривая несколько часов и инсти[н]ктивно сблизившись - по причине единения Духа-мысли, расходились моментально, прекратив речь на полуслове, узнав, что между двумя третий оказался совершенно неграмотным, на вопрос лицеистов, в котором кончил курс их собеседник? - получив ответ, что он грамоты не знает. - Вы вполне согласитесь, что суд этих двух - по их даже собственному положению, грамотных людей, весьма и весьма неправилен: не узнай они, что он неграмотен, все трое разошлись бы друзьями. - Как и современная леди со шляпкой под вуалью не подаст руки гологоловой загорелой Тирольке, не понимая, что шляпка, или фрак с лентой и звездами есть только "модное временное украшение", которые нисколько не прибавят ума. Можно быть грамотным и ничего не понимать, не чувствовать и, наоборот, неграмотным и разуметь ясно о окружающем. Грамотность нельзя считать рычагом умственного развития в человеке, в особенности основного духовного прогресса. - В конце этого письма прилагаю выписку из моего дневника, о основном двигателе нашей эволюции.

Теперь же буду возражать по пунктам на Ваши доводы о законности грамотности. - Во-первых, Вы говорите: "Как часто люди не читают и не хотят понять что против их привычек". Это происходит оттого, что больной, поддавшийся окончательно болезни, не может встать и принять лекарство, недостаточно обставить его флаконами микстуры с рецептом, или послать по почте; а необходимо личное присутс[т]вие врача, совет его, а также и здоровый, бодрый вид, что воодушевляет человека. - А потому, насколько известно, более истинные мыслители о правде шли и помогали больным своим личным участием, а не средствами. И Христос не потому завещал сеять живое слово, что не было книгопечатания - книгопечатание было за несколько тысяч лет до Христа, только в разных формах, - а потому, что живое слово нашел более правильным средством как по простоте этого средства, а также и наоборот и по сложности его. Читать и переписывать можно и чужое, мыслить же и говорить исключительно только можно свое. Чрез грамотность же люди впали в крупную ошибку; часто человек берет и читает псалтырь, ничего общего с ним не имеющий, а потому и немудрено, что слово это не прививается к слушателям, "они говорят и не делают". - Пишущего и читающего можно сравнить с фельдшером, который читает рецепты и составляет по них лекарства, очень часто не верящий в свои же действия, но исполняющий эти обязанности из-за материальной выгоды - из-за платы. Мыслящего же и говорящего лично я сравниваю с доктором, здоровый вид которого пред больным и живая увлекательная речь доказывают о его вере в предлагаемое лекарство. А что если больной и возразит доктору, как Вы говорите: "Часто нарочно непонимающие люди могут спрашивать то, что не нужно, и перебивать ход мысли", что весьма естественно, то это возражение вызовет со стороны врача подробные и убедительные доводы. - Как и поступали устные проповедники о правильной жизни, чего в книге нельзя сделать. Как фельдшер не может ни одного слова прибавить к рецепту, потому что ничего не понимает. Вид же фельдшера, не верующего в лекарства, растраивает только больного; он невольно думает, "почему же ты сам не вполне здоров, если это лекарство так полезно". - Мне часто замечают, когда я раздаю гуманитарные книжки или читаю их: "Почему же Вы сами не живете так, о чем читаете нам?" Я прямо отвечаю: "Я читаю или предлагаю Вам чужое". Положение - как видите, очень неудобное. Навязывать то во что сам не веришь. Так же и писательство. Поистине сказать, сколько у нас есть писателей, которые писали бы свое? А не переписывали из уже написанного за тысячи лет? - Подумайте, разве необходимо писать на бумаге о вреде убийства, тогда как в нас внутренний голос призывает к милосердию, - разве непременно надо писать о равенстве, тогда как в нас в каждого положен залог Единения и Братства, - разве надо писать в печати о свободе - тогда как Дух, живущий в нас и поддерживающий нашу жизнь, есть естество свободное. Не писать надо об этом, а идти и жить так, как говорит нам внутренний голос. - Голос справедливости, а не зверства, в чем человек с помощию разума может разбират[ь]ся и без грамоты.

Люди, которые налагают чрез насилие неволю на себе подобных собратьев, делают это не потому, что они неграмотны, а потому, что не просвещены духовно - не хотят поддат[ь]ся внутреннему призыву, голосу совести. И для узурпатора никакая книга не поможет, если он только сам не просветится разумением невыгоды своего деспотичного нечеловечного положения. - Если и может иметь посредничество, то это пример живого кроткого человека же, а не мертвая книга, лежащая у деспота в кабинете.

Примите во внимание, что сталось с Евангелием, когда люди переписали на бумагу вместо живой сердечной истины, как завещал Христос: "Вот я написал закон в сердца Ваши и положу глагол в уста, идите и проповедуйте благоволение".

Да и один ли Христос выразил это? - Дух, живущий в нас, постоянно призывает к закону Бога, но мы не решаемся доверит[ь]ся такой элементарной простой истине, а выдумываем искус[с]твенные путы, которые и загромождают путь к свободному существованию. - Скажите пожалуйста разумно ли трактовать о свободе писать целые томы, не подразумевая того, что чрез это самое писание я держу миллионы людей в подземных рудниках для добывания принадлежностей, с помощью которых осущест вляется грамотность. Или как было в древности: заставляли рабов выдалбливать на камнях (так назыв. скрижалях) цельные поэмы. В средние же века сдирали кожу с животных и писали на них (пергаменты). - Я считаю это все крупно незаконным. Без сему же подобной обстановки, грамотность неосуществима.

не совсем логичную поговорку: "Клин клином и вышибают" - Если сознано, что кинжал вреден, то почему непременно старат[ь]ся уничтожить кинжал посредством же кинжала. Возможно водное пространство - пруд смыть притоком сверху воды же гораздо сильной, вместе с тем, я полагаю, возможно осушить местность другим путем: постепенным спуском пруда, и пространство чрез время зарастет великолепной травой.

Изречение Христа: "Что я говорю Вам на ухо, то будете говорить с крыши", я понимаю, что это не есть писать. Здесь надо разуметь в буквальном слове: говорить, но говорить свободно, Откровенно, не стесняясь никаких обстоятельств. - Христос же говорить тихо, как он выразился "на ухо", имел основания те, что учение любви он принес - в резкой форме, как бы в зародыше, и уместен был иногда прием тайного разговора в кругу Его слушателей, наполовину хотя бы уже и последователей, пока из одного человека, т. е. Христа, это учение не перешло во многих людей и укрепилось, посредством чего явилась бы возможность проповедывать явно, "говорить с крыши", не боясь захвата и уничтожения со стороны противников истины. Христос под сказанным изречением выразил то, что "когда почувствуете силу призвания, а также размножитесь и количественно, тогда слышанное секретно идите и говорите явно". Более же всего важен пример жизни. - Искренне скажу Вам, уважаемый друг Л. Н., изо всей Вашей жизни, насколько я Вас понимаю, мне нравятся не писания Ваши в форме книжных сочинений, а нравится Ваша жизнь, Ваш поступок - выход из искусственной жизни к естественной человечной. - Идеализируя в своем взгляде равенство-братство с низшим слоем народности, как Вы думали в то время Московской жизни, и не пойдите Вы в среду того брата-народа, не слейтесь с ним материально фактически, Вы не заслужили бы такого - поистине оказать, достойного авторите[та] и хвалы как сейчас. Я думаю, это мнение разделяют и многие знающие Вас. -

Писать так, как Вы написали, можно было и в Москве, но жить так, как Вы сейчас живете в деревне, в Москве нельзя.

Вы говорите, что "посредством грамотности имеете общение со многими, в том числе и со мной", не знаю других, за себя же скажу, это выражение неправильно. Искренно скажу, я любил и знал Вас раньше, чем Вы написали мне. - Для ясного понимания скажу так: я люблю всех добрых людей и всею душою стремлюсь к ним, и как бы выходит то, что я переживаю с ними одну общую жизнь, не принимая в расчет кто где, и у кого какое имя и много ли их. Я верю только в неограниченное количество добрых людей, т. е. в силу добра, и если Вы добр, тогда только я искренно люблю Вас. Письмо же Ваше конечно служит вестью и общением как более уже реальным фактом - по принятому мнению, но я повторяю, для меня более реален Дух, сила мысли - сила любви духовной, а не вещественной. - Такое общение - как Вы видите, только возможно при истинной духовной любви, обман не возможен. Если же верить в силу грамотности, в силу бумаги очень часто можно обманываться.

------

в нашем убеждении не в том, чтобы не повиноват[ь]ся, а в том что не распоряжат[ь]ся люд[ь]ми ни в какой форме - в особенности же где необходимо применять средства насилия. Правительство же поняло, что мы отказываемся служить; тогда как мы решили только не насиловать волю каждого - так сказать, живого существа, в особенности же человека. Старшины и десятские, отказавшись исполнять свои обязанности, выразили этим, что они не могут управлять волостями, то есть люд[ь]ми себе подобными, а не неповиноват[ь]ся старшим. - В принципе в нашем убеждении старшим всегда надо повиноват[ь]ся, а только самим нельзя быть старшими.

теплое и весна открылась рано: Май месяц уже был теплый, чего здесь почти не бывает. Лето я провожу немного за работой и физически. С весны выгружал из плотов дрова. Артель нас состояла из трех человек. Чтобы выбросать из воды и сложить в костры на берегу, платят за сажень по 20 коп. Потом выкатывали бревна. Такой труд дает от 60 до 80 коп. в день. - Клал в компании с каменщиком печи, на чем здесь в Обдорске заработок доходный: за русскую простую печь дают 15-20 р., за голландку до 30 р. - Сейчас недавно ездил 2-3 раза на покос, метать сено - помогать вдовам. - Небольшое неудобство в том, что отлучки мне совершенно воспрещаются. Зимою напр. я ездил два-три раза в окрестностях Обдорска за дровами, и наделал столько хлопот, что из Березова приезжал по этому делу чиновник и собирал дознания. Касаясь даже таких смешных вопросов "на что нужны были дрова Веригину". Чиновник житель Березовского Округа, где морозы доходят до 40-50Њ, несмотря на все это, есть люди, которые не знают, на что возят из лесу дрова.

Приехав в Обдорск, чрез недолгое время я арендовал избушку маленькую (раньше была кузница), обремонтировал ее и стал жить. Полицейское упр. воспретило мне, предложило взять квартиру "жилую" и заставило вместо 1 Ґ р. платить 6 рублей в месяц. - Положим в этом выразился только местный грубый произвол полицейских агентов, на что я смотрю хладнокровно. - Мне официально предъявлено, чтобы не выезжал никуда из Обдорска (под этим выездом надо понимать черту городского поселения). Я могу с этим мирит[ь]ся, потому что, по своим убеждениям питаясь растительной пищей, считаю неуместным ловлю рыбы. Край же живет здесь исключительно рыбными промыслами. Для меня такие выезды и не нужны для добывания хлеба, если и могу я что работать, то здесь же в селении поденным трудом можно зарабатывать пропитание. - Для обыкновенного же человека такое узкое стеснение было бы совершенно неуместно. Повторяю, край только и живет рыбой и Вам не позволяют пойти за три-четыре версты, чтобы поставить сетки.

Я все ожидаю, меня должны поселить где растет хлеб, или вообще где можно занят[ь]ся сельским хозяйством, на что я имею способности. И на такое снисхождение со стороны правительства я вполне расчитываю: ведь уже скоро десять лет (в 97 г.), как они держат меня безо всякой правильной физической деятельности, что влияет вредно, конечно, и на нравственную систему. Впрочем находясь в [с]сылке, я приобрел много и полезного, напр.: изучил почти вполне северный край, в полном его быте. Самое же важное за это время, от нечего делать, я присмотрелся к самому себе, и хотя настояще еще и не узнал, но постепенно изучаю; чего бы при организованном одностороннем физическом труде не совсем удобно достичь. - Средства мне с родины до сих пор присылали, в последних же письмах я предупреждаю родных, чтобы они этого не делали. Думаю, если такому физически здоровому человеку как я не доставать самому на пропитание, то будет очень стыдно. Тем более, что аресты в нашей общине продолжаются, влекущие за собой ослабление материального быта семьи. Недавно начали садить в тюрьмы и женщин. - Вопрос о "непротивлении злу насилием" я считаю - в своем убеждении, вполне оконченным, за что от лица полной общины приношу и Вам искренную душевную признательность. Вы, дорогой брат Лев Николаевич, сделали как человек за себя много и много в наш век. - Соглашаю вполне с Вашим мнением - каким бы путем ни достигнуто, т. е. не сделано было доброе дело.

Петр Веригин.

P. S. Пишите мне, если будете настолько любезны. - Письма по почте от Вас я не получил.1

Ваш Петр.

1го Авг. 96 г.

 

Выписка из дневника

Все видимое нами есть отпечаток Творца, высшей воли. Чрез видимые образы, как чрез призму, проходит величие - воля Творца, запечатлеваясь в нашем разуме. Как тень человека на фотографическом стекле. - Иначе сказать, мы Бога можем видеть в Его творениях.

Разум, мысль, воля - это идеальное, все формы-образы, видимые нашей мыслью - это реальное. Разум-воля, соприкасаясь с реальным - то есть как бы с действительными материями, получается гармония: рассудка, отчета, а следовательно, и действительности. Без материи мысль витала бы в пространстве (если возможно такое допустить) и не имела бы опоры. - Идеализм-воля есть птица, реальность материя - дерево. Птица, как бы легко и быстро ни летала в воздухе, но должна сесть и отдохнуть.

Воля Божественная и человеческий разум однородны, а потому мы на каждую форму, на каждую материю, невольно обращаем внимание, это и есть Божественная тайна, мировой закон. Обращая внимание на призму, мы стараемся проникнуть-рассмотреть, что за ней есть, и тем самым стремимся соединиться с однородным нам естеством, или знать его. Мозги наши, повторяю, есть стекло, на которых запечатлевается тень видимых предметов, и мы ясно различаем образ того, кого желаем видеть.

Чем более видимых образов, тем более восторженности (в нас), любознательности-любопытства, что и возвышает нашу душу.

- Природа и есть Бог.

Наша земля, разрушившись - в следствии своей старости, нельзя полагать, что с этим бы прекратилось бытие Бога, потому есть еще масса миров, в которых Он будет существовать. Все существующие миры помирая, в замен их будут возрождаться новые, а следовательно Бог вечен.

Веровать в Бога - значит веровать в жизнь. Я верую и живу. Истинно веровать в Бога - веровать в жизнь - значит стремиться к вечной жизни. Хотя и все живет и следовательно все верует в Бога, в жизнь, но отчетливый идеал о бессмертии жизни свойствен более разумному существу, как напр. человеку. - Желать жить вечно всецело от нас зависит, от нашей веры в жизнь, веры в Бога. Слабый пример, о значении веры, о желании жить, можно указать на следующем: животное, случайно попавшее в воду, страстно начинает биться, посредством этого выражается вера, желание жить, и не тонет. - Вера в жизнь спасает животное.

с Божественным началом, которое Христос называет Отцом, и будем жить - жить вечно; не желаем - помрем, то есть в действительности свершится то, что мы сами желаем. - При нежелании жить, за которым следует разрушение, отбирается даже тот талант, который был даден нам как зародыш и который мы держали бесполезно, бесплодно.

Вера-мысль есть тончайшая стрела отвлеченного психического свойства. - Как стрела, пущенная из лука, или свинцовая пуля достигает, по желанию стрелка, своей цели, также и острая серьезная мысль на известный предмет, - конечно одушевленный, не останется без значения, не принимая в расчет никакие даже расстояния. - Отсудова и происходит очень часто, так сказать, экстренная любовь взаимная. Встречающиеся иногда чуть не вскрикивают, - не говоря о том, что духовно они поражены друг другом. - Такие случаи можно объяснить влиянием любви самых тончайших фибр духа. - Человек строит себе обожаемый идеал и наконец начинает боготворить его, и если идеал этот только существует, дух желания, поклонения или господства, найдет его и взаимно заставит его быть близким. - Тот человек - мужчина или женщина (а иногда и однополы) - начинает безотчетно ощущать какое-то призвание и наконец над собою власть. Встреча же в реальной форме только дополняет уже существующую близость. Если же любовь-симпатия зарождается после обыкновенных встреч и знакомства, то влияние упрощается до ясности. Отсудова вытекает то, что возраст очень часто не имеет значения. Молодые девушки влюбляются в стариков (я говорю о истинной любви, но не о деньгах), потому что желание старика заставил покориться ту на десятки лет моложе его девушку, или наоборот. Такое влияние возможно только при истинной любви духовной, но не при игре фантазий.

Много доказано фактов, что лошадь, выведенная первый раз из конюшни, ржала и покорялась пред подходящим к ней ездоком, тогда как других бы людей - физически даже более сильных, она не подпустила к себе. Уверенность же всадника и непременное желание иметь такую лошадь, обуздывают и покоряют строптивость животного. - При общении же с животными они просто делаются близкими и начинают любить человека; здесь действует тоже однородное свойство, сила любви, мысли-духа. - Соглашаясь со всем высказанным, вполне можно допускать о действительности повествований, что пустынникам часто покорялись медведи и львы.

П. Веригин.

1896 г.

Примечания

В архиве Л. Н. Толстого сохранилось два автографа этого письма и выдержек из дневника Веригина: беловой, отправленный Толстому по почте "через полицию", и черновой, посланный Е. И. Попову вместе с письмом к нему от 17 августа 1896 г. (Попов переправил Толстому копию с этого письма и черновики Веригина).

1 1. Подлинник его остается неизвестным; в Тобольском музее сохранилась копия.

Раздел сайта: