Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 25 марта 1880 г.

Н. Н. Страхов — Л. Н. Толстому

25 марта 1880 г. Санкт-Петербург.

Пишу к Вам, бесценный Лев Николаевич, только чтобы доказать, что все думаю об Вас и хотел бы сделать Вам что-нибудь приятное. Но меня что-то мучит, а что я сам не знаю и не сумею даже хорошенько пожаловаться. Уж не корректуры ли Шопенгауэра1? Вот уже половина месяца, как он печатается и беспокоит меня немало. Мне досадно, что при этом я не успеваю ни за что приняться. Между тем я читаю, и преимущественно в том направлении, которое Вы воплощаете в себе в такой удивительной мере. Я не мог многого понимать, до тех пор, пока не увидел перед собою живого человека, который, как я твердо знаю, понимает это дело не отвлеченно, а сердечно. И те, которые не знают Вас, не знают Вашей души, едва ли могут Вас понять. Они принимают Ваши слова в каком-нибудь другом смысле, и думают, что Вы парадоксальничаете и дразните их. Я читал — Deutsche Theologia2, M-me Guyon, Сведенборга3, Фихте4, читал об Аверроэсе5, о Людях Божиих — особенно интересны сведения о Радаеве6), — и пр. и пр. Везде я вижу одно, та же основная мысль об отречении от мира и своего я и об единении с Богом всюду составляет сущность дела и только искажается разными прибавками. И это идет от древнейших времен Индии и Персии.

А Герберт Спенсер написал недавно статью о добре и зле7; в ней он преглубоко доказывает, что добро есть удовольствие, а зло — неудовольствие. Что же касается до аскетов, то он объясняет их тем, что дикие люди любят смотреть на мучения пленных врагов, а потому некоторые сумасброды вообразили, что и Богу будет приятно, если они станут себя мучить перед Его глазами. Так рассуждает самый известный и самый плодовитый философ нашего времени. Я видел недавно японца, который в год с небольшим выучился по-русски. Первое, что он начал читать, были Бокль89 и Спенсер.

Простите, дорогой Лев Николаевич. Весна у нас ужасная. Холода были очень противны, без снега и с ветром. Теперь полегче.

Всею душою Вам преданный

Н. Страхов

Примечания

1 Корректура сочинения А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление», переведенного А. А. Фетом.

2 «Немецкая теология».

3 Сведенборг Эмануэль (Emanuel Swedenborg) (1688—1772) — шведский ученый и теософ-мистик. Оставил труды по горному делу, математике, астрономии. Почетный член Петербургской Академии наук (1734). Общины последователей теософии Сведенборга существуют в различных странах, преимущественно в США и Великобритании.

4 —1814) — немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма.

5 Ибн Рушд (латинизир. Averroës — Аверроэс) (1126—1198) — арабский философ и врач, представитель восточного аристотелизма.

6 Книга профессора церковной истории Казанского университета И. М. Добротворского «Люди Божии. Русская секта так называемых духовных христиан» (Казань, 1869).

7 Вероятно, имеется в виду работа Г. Спенсера (Herbert Spencer) «Data of ethics» («Основание этики») (1879).

8 — английский историк и социолог, позитивист. Его основной труд — «The History of civilization in England» («История цивилизации в Англии») (1857—1861; русский перевод 1861).

9 —1882) — английский физик, химик, физиолог и историк. В России имя Дрепера сделалось известным, главным образом, благодаря его сочинению «The History of the intellectual development of Europe» («История умственного развития Европы»), переведенному на русский язык в 1862 г. и выдержавшему несколько изданий.

Раздел сайта: