Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 10 ноября 1891 г.

Н. Н. Страхов — Л. Н. Толстому1

10 ноября 1891 г. Санкт-Петербург.

Проездом через Москву (31 октября) я видел ваших младших детей2, бесценный Лев Николаевич, здоровых и милых (всех милей Ваня), и почти больную и очень похудевшую Софью Андреевну3. Главная причина все-таки голод, и я с умилением узнал, как Вы трудитесь, и Ваши дочери и сыновья4, и с умилением слушал Вашу статью5, которую Софья Андреевна дала нам прочесть за обедом у Фета. Статья должна иметь огромное действие, она меня совершенно взволновала; постановка всего дела так очевидна, Ваши требования так неотразимы, что это могла подсказать только сердечная проницательность. Жители городов должны почувствовать страстное желание — пойти туда, где страдают люди, с ними жить и с ними умирать. О, дай, Боже, Вам силы и храни Он Вас среди опасностей, которым Вы подвергаетесь!

Сейчас зашел ко мне Грот и дал прочесть Страшный вопрос. Какой ужас! Чувство паники овладело мною еще по дороге. По всей России, от Севастополя до Петербурга, стоял и до сих пор стоит сухой холод. Мне живо представилось, что голод не окончится нынешнею зимою. Не будет урожая озимей, и тогда, Бог знает, когда поправится народ. Грот рассказывал, что говорил с П. П. Семеновым6, статистиком. Тот уверяет, что хлеба довольно, вполне достанет. Но как его развезти?

Вышнеградский, по уши в работе, очень трогательно сказал, что каждый день, ложась спать, думает: «Слава Богу! Еще один день прошел без ужасных известий!» Но нет сомнения — известия начнутся...

Между тем, в Москве я застал большой гвалт совершенно другого рода. Соловьев 19 октября читал в Психологическом обществе, в большой зале университета статью О причинах упадка средневекового миросозерцания. В сущности, он объявил, что христианство до сих пор не совершенно, что оно не содействует прогрессу, улучшению жизни людей, и весь прогресс делается людьми неверующими. Значит, неверующим дается особая благодать, которой не приняли верующие. Поэтому, нужно усовершить христианство, нужно, чтобы христиане принялись делать то, что до сих пор делали только безбожники.

Поднялась полемика самая ярая. Каждый день в газетах появлялись обличения Соловьева, писали Грингмут7, Николаев, Омиров, Афанасьев8, Дурново9 и пр. Соловьев отвечал и только подливал масла в огонь. Московские ведомости вели себя отвратительно (собственно Грингмут), доказывая, что Соловьев отпал от православия, что цензура должна запретить его статью (она имеет явиться в Вопросах)10 и т. п.

благополучия (это Ваше сравнение). Для прогресса нужно отказаться от Бога и поклониться Мамоне. А Соловьев думает, что можно примирить эти две вещи, хочет, чтобы религиозные люди добивались земного благополучия с таким же жаром, с каким добиваются те, которых вся цель в этом благополучии.

Полемика, однако, почти не касалась этого вопроса. И Соловьев и его противники отбились в сторону и перекорялись Бог знает о чем. Самый интересный пункт, без сомнения, тот, будто есть особая благодать, действующая помимо церкви и всяких форм. Предикое сочетание церковных понятий с светскими! Соловьев утверждал, например, что мусульманин может крестить в христианскую веру, т. е. что Дух Святой действует свободно, помимо всякой веры, но не иначе, как если будет совершен обряд, произнесены известные слова. Да отчего же такое странное стеснение? Святой Дух подчиняется магической силе слов11.

Фет очень дряхлеет и был простужен во время моего приезда. Он все еще пытается острить над добродетелью и другими будто бы чуждыми для него предметами; но раз, в виде извинения он пробормотал несколько слов, которые меня тронули, сказал, что ведь он все пытается оправдать себя, свою жизнь....

О себе не пишу. Все говорят, что я здоровей прежнего, и точно, я как будто крепче; но я глубоко мучусь своей апатией, тупой головой и неумением уйти в какое-нибудь дело. О, простите меня, не будьте ко мне строги!

Дай Бог Вам здоровья! Усердно кланяюсь Татьяне Львовне, Марье Львовне и Вере Александровне.

Ваш неизменно преданный

Н. Страхов

P. S. Сегодня я обедал у Кузминских. Миша выздоравливает, Саня и Вася больны12. Татьяна Андреевна в восторге: был актер Сазонов13 и просил у нее Перчатку14 для бенефиса.

Примечания 

1 Публикуется впервые. Датируется по почтовому штемпелю на конверте.

2 Младшие дети: Андрей, Михаил, Александра и Ванечка.

3 С. А. Толстая.

4  Всего в округе было устроено более 200 столовых. Старший сын Толстых Сергей жил в своем имении Никольское-Вяземское Чернского уезда Тульской губернии; средний, Лев, в Самарском имении. Оба они занимались оказанием помощи голодающим крестьянам. Столовые для голодающих устраивались и в имении Ильи Львовича Толстого Гриневка Чернского уезда Тульской губернии.

5 Статья Толстого «Страшный вопрос». 1 ноября 1891 г. С. А. Толстая писала мужу: «Статью твою [«Страшный вопрос»] пропустили; Грот ее смягчил и велел тебе передать, что она вышла очень добрая. Вчера ее читали вслух у Фета, где я обедала (в первый раз), потому что там остановился Страхов, и мне хотелось побыть с ним...» См.: С. А. Толстая. Письма к Л. Н. Толстому. 1862—1910 (Издательство «Academia», 1936), С. 455. Статья была напечатана в газете «Русские ведомости» от 6 ноября 1891 г.

6 Семенов (после 1906 — Семенов-Тян-Шанский) Петр Петрович (1827—1914) — русский географ, статистик, общественный деятель, почетный член Петербургской Академии наук (1873). Вице-президент и глава Русского географического общества и Русского энтомологического общества. Брат Н. П. Семенова, родной дядя Н. Я. Грота.

7 Грингмут Владимир Александрович (1851—1907) — публицист и общественный деятель, с 1896 г. редактор-издатель «Московских ведомостей».

8 В газете «Московские ведомости» (1891, №№ 291, 293) были напечатаны статьи Ю. Николаева (Ю. Н. Говорухи-Отрока) и М. Афанасьева, содержащие резкие нападки на Соловьева. Николаев приписывал Соловьеву выражение «мошенники и обманщики», обращенное к христианским аскетам. Афанасьев утверждал, что реферат Соловьева представляет собою «популярное и сплошное глумление над святою и православной церковью», что он является «дерзкой выходкою против всей христианской церкви». О Говорухе-Отроке см. прим. 2 к Письму 399 Страхова к Толстому от 5 ноября 1891 г.

9 —1903) — министр внутренних дел с 1889 по 1895 г.

10 Реферат, содержащий, помимо самого текста, семь тезисов Соловьева к чтению и стенограмму прений, был издан гектографированным способом в 1892 г. в Москве. Без названия, только с указанием на время и место прочтения, реферат был опубликован в 1901 в № 56 журнала «Вопросы философии и психологии».

11 Страхов неточно передает следующее место из VII главы реферата: «Те, которые ужаснутся этой мысли, что Дух Христов действует через не верующих в Него, будут не правы даже со своей догматической точки зрения. Когда неверующий священник правильно совершит обедню, то Христос присутствует в таинстве ради людей, в нем нуждающихся, несмотря на неверие и недостоинство совершителя. Если Дух Христов может действовать через неверующего священнослужителя в церковном таинстве, почему же он не может действовать в истории через неверующего деятеля, особенно когда верующие изгоняют его? Дух дышит, где хочет, пусть даже враги служат ему. Христос, нам заповедавший любить врагов, конечно, Сам не только может любить их, но и умеет пользоваться ими для Своего дела...» — В. С. Соловьев. Избранное (М-ва, 1990), С. 130—131.

12 — Михаил, Александр и Василий.

13 Сазонов Николай Федорович (1843—1902) — актер Александринского театра в Петербурге.

14 ørnstjerne Martinus Bjørnson) «Перчатка» — «Вестник иностранной литературы» (1891, № 7). О Бьёрнсоне см. прим. 3 к Письму 400 Страхова к Толстому от 17 сентября 1891 г.

Раздел сайта: