Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 14 мая 1878 г.

Н. Н. Страхов — Л. Н. Толстому

14 мая 1878 г. Санкт-Петербург.

1878, 14 мая Спб.

Ничего я в моей тоске лучше не выдумаю, бесценный Лев Николаевич, как писать к Вам. Вы не хотите продолжать разговора, который начали, но который я завел совсем не туда, куда следует. Мне стыдно, что я не понял, и свел вопрос на себя лично; я все забываю, что мое горе такое, которое нужно перенести, никогда никому не говоря. Жизнь положительно имеет две стороны.

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.1

Нужно жить на этом покрове; заглядывать в бездну бесполезно, ни к чему не ведет, кроме страха. Жизнь на покрове, дневная жизнь, царство логоса, Христа, (как толковал Соловьев на лекциях) есть та же настоящая жизнь. Тут и благородство души, и красота, и подвиг, всякая радость и всякое человеческое достоинство. Несмотря на то, что покров полупрозрачен и через него везде больше или меньше синеет бездна, мы по годам можем жить, не думая о бездне, не чувствуя ее присутствия. Так этому и следует быть. Я все пытался показать Вам, как в моей душе зияет часто эта бездна. К чему это? Никакого добра от этого быть не может.

Ну, простите, я больше не буду.

По Вашим делам я сейчас же принялся хлопотать, но до сих пор ничего решительного. Фену, как я и предполагал, отказался — он издает одни учебники. Предложено Глазунову и Суворину2, самым сильным людям в книжном мире; просили дать время на соображение. Думаю на всякий случай сделать еще предложение Вернадскому3 и Вольфу. И дни через три вероятно напишу Вам что-нибудь определенное.

Ваше решение ехать в начале июня очень меня опечалило. Все мои планы разлетелись, и я до сих пор не сообразил, как провести лето. Что касается до баранины, то с гордостию скажу, что я до сих пор еще никогда не думал о том, что́ мне придется есть; но я не равнодушен к тому, что приходится пить, и признаюсь, Ваши рассказы о кумысе возбудили во мне порядочную жажду к этому питью. А меня к тому же зовут в Самару, нет, в Симбирск, в Сызранский уезд. Там имение Кашпиревой, которая, кстати сказать, помнит твердо, что должна Вам, и, я уверен, заплатит.

Данилевский4 зовет в Крым, если не будет войны; а войны наверное не будет. Но это далеко и жарко в июле и августе. А как же быть с Фетом? Я боюсь, что он недоволен моею медленностью в ответах и противоречием его планам переводить Канта. Но я до такой степени его уважаю, что непременно исполню его желание. Какие известия о нем? Прошу Вас, дайте мне его адрес, чтобы мне можно было поправить сделанную глупость5.

Вы, может быть, знаете, что Вас очень разбранили в Деле (Никитин)6 и в Вестнике Европы (Стасюлевич). Этот Никитин не Никитин, а Ткачев7 сцена самоубийства. Стасюлевич8 умнее; он догадался, что роман ему враждебен и что-то в нем осуждает. Поэтому Стасюлевич вступается за Алексея Александровича и нападает на Левина (что очень легко, благодаря всем отрицательным чертам, Вами указанным). Об Анне же Ст[асюлевич] пишет, что поведение ее не имеет никакого смысла и потому непонятно.

Знаете ли Вы о прокламациях9? Их появилось довольно много, но они не имели никакого действия, так как оспа прокламаций была уже нам привита в 1861 и 1862 годах10. И вообще, если не будет войны, я предчувствую, что ход дел останется прежний и всякие наши недуги будут только зреть и расширяться.

Графине мое усердное почтение. Я послал Сереже и Ильюше11 приборы для насекомых. Пожалуйста, не разлюбите.

Ваш всею душою

Н. Страхов

Примечания

1 Начало стихотворения Ф. И. Тютчева (1803—1873) «День и ночь» (1839).

2 Суворин Алексей Сергеевич (1834—1912) — публицист, книгоиздатель, с 1875 г. редактор-издатель газеты «Новое время».

3 Вернадский Иван Васильевич (1821—1884) — экономист, публицист, издатель. Профессор Киевского, затем Московского университетов. С 1876 г. жил в Петербурге, где открыл магазин «Книжник» и типографию «Славянская книгопечатня». Отец академика Владимира Ивановича Вернадского (1863—1945), создателя учения о ноосфере.

4 Данилевский Николай Яковлевич (см. прим. 4 к Письму 2 Страхова к Толстому от 18 ноября 1870 г.).

5 Переписку Страхова с Фетом за это время (с 4 мая по 31 июля 1878 г.) см. в журнале «Русское обозрение» (1901, вып. 1), С. 76—81.

6 Никитин П. Салонное художество — журнал «Дело» (1878, № 2), С. 346—348; «Дело» (1878, № 4), С. 283—326. П. Никитин — псевдоним П. Н. Ткачева (см. след. примечание).

7 Ткачев Петр Никитич (1844—1885/86) — публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник революционного движения 60-х годов, сторонник заговорщицких методов борьбы. Сотрудник журналов «Русское слово» и «Дело». С 1873 г. в эмиграции (умер в Париже). В 1875—1881 гг. издавал журнал «Набат».

8 «Каренина и Левин» в журнале «Вестник Европы» (1878, №№ 4, 5).

9 В 1876 г. уцелевшие от арестов участники «хождения в народ» создали «Северно-революционную народническую группу», с 1878 г. принявшую название «Земля и воля» (по одноименному печатному органу). Во главе организации стояли Александр Дмитриевич Михайлов (1855—1884), Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918), Сергей Михайлович Кравчинский (1851—1895), Николай Александрович Морозов (1854—1946), Вера Николаевна Фигнер (1852—1942). В прокламациях «Земли и воли» 1870-х годов говорилось о необходимости осуществления в России социалистической революции путем перехода всей земли к крестьянам и организации «мирского самоуправления» при опоре на крестьянские общины. Практика деревенских поселений, «оседлой» пропаганды и агитации землевольцев не дала ожидаемых результатов. «Аграрный террор» и народное восстание поднять не удалось. Полицейские преследования и разочарование в деревенской пропаганде привели к поискам новых средств развязывания народной революции. Часть народников стала склоняться к практике террора. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу в 1879 г. «Земли и воли» на две организации: «Черный передел» и «Народная воля».

10 «Земля и воля», к деятельности которой был причастен Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889). Своим программным документом землевольцы считали статью Николая Платоновича Огарева (1813—1877) «Что нужно народу», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Землевольцы развернули активную издательскую деятельность. Журнал «Земля и воля», прокламация Чернышевского «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», воззвания Николая Васильевича Шелгунова (1824—1891) «К молодому поколению», «Русским солдатам от их доброжелателей поклон», «Русским солдатам» обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, справедливого решения аграрного вопроса, демократического преобразования России, ее полного социального переустройства. В 1862 г. Чернышевский был арестован, крестьянское движение после 1863 г. пошло на спад. К весне 1864 г. «Земля и воля» перестала существовать.

11 Сыновья Толстого Сергей и Илья.

Раздел сайта: