Толстая С. А. - Толстому Л. Н., 15 апреля 1887 г.

№ 190

15 апреля 1887 г. Вечер. [Москва]

Только что думаю: ну, теперь это дело сделала; опомнюсь немного; а тут другое уж готово. Утвердила, посмотрев корректуры, своих новых корректоров, и не велела себе больше носить, — а вдруг принесли корректировать вторую «Книгу для чтения». Сегодня весь день принимала факторов, управляющих, корректоров и т. п. Дело старого издания тоже веду с большим напряжением: это самое трудное и скучное.

Была я сегодня на выставке с Машей и малышами. Много не нового, как например, сцены (genre) Маковского и леса́ Шишкина, которые очень хороши, но всё однообразно. Есть один пейзаж Волкова «Тишина». Право, не будь он продан, кажется сделала бы глупость и купила его. Чудо, как хорош! Смотрела бы на него в неспокойные минуты, и так тишина бы эта и входила в душу. Большие картины — Боярыня Морозова, Старшины перед государем; отличается эта последняя картина красотою и яркостью цветов. Большой свет и красивое сопоставление красок; но лица без одухотворения — одна плоть.

Перед картиной Поленова «Грешница» я в нерешительности и недоумении. «Дурно» — никак нельзя сказать, скорее «хорошо», но холодно действует, ничего не говорит ни одна фигура. Сидит Христос (профиль Черткова), рыжеватый, глядит на грешницу, которую держат двое. Толпа людей. Лица все выдуманные и неговорящие; всякое отдельно — хорошо, но что же? Так и хочется их оживить; — это не люди, не страсти, не жизнь — это только картина. В этом отношении «Морозова» много выше и лучше.

Есть чудесные портреты — Гаршин Репина, удивительно хорош. Хорош Плещеев — Ярошенки, кажется; и очень хорош, его же, Щедрин, больной, характерный и злой. «Крестный ход» Прянишникова — плохо, а «Охота (его) на медведя» — маленькая, но превосходная картина. Снег так сделан, что точно только выпал. И мягкие, пушистые следы идущего навстречу стреляющим охотникам медведя.

Всё это я пишу свои мысли и впечатления. Я еще ничего не слыхала и не читала и могу легко ошибаться личными суждениями.

Письма от тебя сегодня нет. Я теперь пишу всякий день без исключения, так как думаю, что тебе неприятно не получать письма, когда ты бываешь на Козловке, как и мне бывает грустно не получать известия от тебя.

Илья был сегодня на свадьбе какого-то бывшего товарища, и приехал слегка выпивши; был робко сдержан, но потом стал придираться ко мне и толковать что-то об отношениях, которые я порчу потому, что осудила при Сухотине вчерашний поступок Философовых, о котором я писала тебе. Но всё обошлось благополучно. Дядя Костя десять дней уже болен, я была нынче у него; истекает геморроидальной кровью, и очень жалок. Дети все поехали в театр Малороссов; Урусов взял литерную ложу и всех их, и меня звал. Поехали Таня, Маша, Серёжа, Илья и Лёва. А меня не заманишь; мне это скучно, да и некогда!

Посылаю объявление: подпиши и пришли обратно. Прощай, целую тебя, будь здоров и спокоен.

— но взгляды и мысли мои в основе остаются те же, я от них не могу отделаться, а могу только регулировать выражение их, и не огорчать и не оскорблять никого, что и стараюсь и буду стараться делать. Ну, прощай.

Соня.

Примечания

Выставка — товарищества передвижных выставок.

Шишкин — Иван Иванович Шишкин (1831—1898) — живописец-пейзажист.

Волков — Ефим Ефимович Волков (1844—1920) — живописец-пейзажист, академик.

Боярыня Морозова — историческая картина Василия Ивановича Сурикова (1848—1916); была приобретена в Третьяковскую галлерею.

— картина И. Е. Репина.

Поленов — Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927); его картина «Христос и грешница» находится в Русском музее в Ленинграде.

портреты — Гаршин—1888), беллетрист.

Плещеев — Алексей Николаевич Плещеев (1825—1883), поэт.

— Николай Александрович Ярошенко (1846—1898), живописец-жанрист. Были выставлены его портреты А. М. Плещеева и М. Салтыкова.