Толстая С. А. - Толстому Л. Н., 22 февраля 1897 г.

№ 349

22 февраля 1897 г. [Москва]

Ты написал мне два письма, оба грустные, и замолк. Как ты себя чувствуешь, милый друг, окреп ли немного телом и духом, или всё тревожен и вял? Очень бы мне хотелось передать тебе ту свою душевную бодрость, которой я жила все эти дни. Как мне теперь редко приходится так жить! Просто, спокойно, с детьми дружно и очень занятой. С утра корректуры с Марьей Васильевной, потом общительность вечер. Серёжа, Сухотин, Лёва и брат Саша играли в винт, потом в шахматы; потом Гольденвейзер играл, и превосходно сыграл балладу Chopin. Мне весь день было очень приятно. Завтра угощаю Верочку и Лёву с Дорой, и Серёжу — оперой «Генрих VIII» Сен-Санса, и тем закончим масленицу.

Лёва с Дорой ездят и на выставки, и в манеж, и на балаганы, и на горы кататься, — чтобы исчерпать все московские удовольствия. Я с ними не езжу, и только была третьего дня у Глебовых на костюмированном бале, но дети мало веселились, было жарко, неудобно и не привычно в костюмах, и все были вялы. Но нам, большим, было забавно смотреть, и мне было весело. Были там Сергий и Павел Александровичи, и великая княгиня, но они были очень любезны и не мешали.

Одно, что я не налажу, это сон. Весь день столько суеты, что корректуры приходится вторично прочитывать ночью, и для сна остается часа четыре, пять, и это мало. Никак не нагоню работу, не сделанную во время моего отсутствия.

Много ли ты гуляешь и работается ли тебе? От Черткова к тебе есть письмо, оно у Маши. С Машей мы живем дружелюбно, но ни слова не говорим о том, чего я никак признать не могу, и что мне просто и противно, и страшно. — Миша пляшет всякий день и осунулся от этой жизни. Я с радостью приветствую пост. Саша совсем перестала кашлять и всюду ездит с Дорой. Вчера они были все на спектакле в Поливановской гимназии, играли Шекспира отрывки: Лёвочка Сухотин, Вовик Голицын, Лопатин и другие, все поливановцы. Говорят, что очень хорошо было. Был ли ты на костюмированном бале в школе у вас в Никольском? Сшила ли Таня себе костюм? Что как поживает Таня? Я ей не пишу, потому что ей пишут Маша и Вера, но я её очень помню и иногда скучаю по ней, так же, как и по тебе. Очень бы мне хотелось, чтоб наладилась твоя работа: я знаю, что ты только тогда счастлив, когда тебе пишется. Очень жалею, что не я буду переписывать твою статью, она меня очень заинтересовала. Еслиб не мои корректуры и не Лёва с Дорой, я бы приехала к тебе сменить Таню. Но у меня от своей работы уехать нельзя. Целую тебя и Таню и кланяюсь всем. Напиши мне хорошее, откровенное письмо, чтоб тебя почувствовать.

Твоя Соня Толстая.

два письма, оба грустные — от 16 и 17 февраля. В первом Толстой писал: «Как только ты уехала, да еще и до того, как ты уехала, мне сделалось ужасно грустно, — грустно за то, что мы так огорчаем друг друга, так не умеем говорить» (ПЖ, стр. 518).

Лазурский — Владимир Федорович Лазурский, оставленный при университете по кафедре западноевропейских литератур; ученик Стороженко, которым и был рекомендован в семью Толстых в качестве репетитора. Впоследствии профессор западной литературы Новороссийского университета. Автор книги «Воспоминания о Л. Н. Толстом», М. 1911.

«Генрих VIII» Сен-Санса. Эта опера К. Сен-Санса впервые была поставлена в Большом театре в Москве 28 января 1897 г. под управлением Альтани.

Павел Александрович (1860—1918) — великий князь, брат Александра III.

С Машей [...] противно, и страшно

на спектакле в Поливановской гимназии. Спектакль учеников Поливановской гимназии и бывших ее воспитанников под ближайшим руководством Л. И. Поливанова и учителя русского языка А. М. Сливицкого. Спектакль был сборный; шли «Камоэнс» Жуковского, сцены из «Гамлета» и «Генриха IV» Шекспира. Лев Михайлович Сухотин играл роль Васко («Камоэнс»), Владимир Владимирович Голицын — Гамлета, Владимир Михайлович Лопатин (Михайлов по сцене МХАТ’а I) — Фальстафа. Л. И. Поливанов был руководителем артистов-любителей, главным образом поливановцев, организовавших в 1873 г. «Шекспировский кружок», который давал постановки Шекспира в продолжение десяти лет. Ср. статью А. Венкстерна «Л. И. Поливанов и Шекспировский кружок» («Памяти Л. И. Поливанова», М. 1909).

. Толстой писал в то время «Что такое искусство?».