Толстой Л. Н. - Оголину А. С., 22 июня 1851 г.

46. А. С. Оголину

1851 г. Июня 22. Старый Юрт.

22 Іюня.

Нетъ, только одинъ Сызранъ действовалъ на меня стихотворно. 1 Сколько не старался, не могъ здесь склеить и двухъ стиховъ. Впрочемъ и требовать нельзя. Я имею привычку начинать съ рифмы къ собственному име[ни]. Прошу найдти рифму «Старый юртъ», Старогладковка, и т. д. Великолепнаго описанiя тоже не ждите; только что послалъ два: одно въ Москву,2 другое въ Тулу,3 повторяться непрiятно. —

Зачемъ вамъ было нарушать мое спокойствiе, зачемъ писали вы мне не про дядюшку,4 не про галстукъ, а про «некоторыхъ». 5 — А впрочемъ нетъ, ваше письмо и именно то место, где вы мне говорите о некоторыхъ, доставило мне большое удовольствiе.

Вы шутите, а я читая ваше письмо бледнелъ и краснелъ, мне хотелось и смеяться и плакать. — Какъ я ясно представилъ себе всю милую сторону Казани; хотя маленькая сторона, но очень миленькая. — Сидитъ на жесткомъ стуле Загоскина,6 подле нее развалившись М-me Мертваго,7 приходить въ желтыхъ панталонахъ съ седенькой головкой съ полусерьезнымъ, съ полуулыбающимся лицомъ Александръ Степановичъ,8 кладетъ шляпу. «Que devient-il ce cher procureur? Il devient misterieux et sombre comme Neratoff. 9 D’où venez vous si tard?10 И приподымается съ жесткаго стула, свертываетъ выкройки «Варинька,11 mettez votre chapeau et allez dire aux Melles Mo- lostoffs12 qu’on part». 13 Приходитъ размахивая руками и стуча саблей добрый немецъ Полицимейстеръ. 14 Онь ужъ чай, мороженное и апельсины выслалъ. Мимо окна вотъ и Тиле15 прокатилъ, опираясь на трость и заглядывая въ окно съ безпокойной улыбкой. Долгушки у подъезда. Какъ-то разместятся?

Выходитъ егоза Варинька съ короткимъ носомъ, но съ большими грудьми, говоритъ: «Maman, aujourd’hui c’est un jour heureux pour moi j’ai vu deux fois M-me Burest». 16 Все общество слегка улыбается.

Потомъ Алек[сандръ] Степан[овичъ] продолжаетъ свой разсказъ о бале данномъ Львову. 17 La reine Margot18 est le tapis de la conversation. 19 Слегка коснулись тоже Лебедевой20 сказавъ, что она львица, но, что у ней груди на спине. — И не смотря на частое повторенiе сдержанная улыбка опять заиграетъ на устахъ слушателей.

Но вотъ заколыхалась зеленая шитая роrtierе, выходитъ Молостовщина,21 дурныя, но добрыя Депрейсъ. 22 Плутяки все веселинькiя, свеженькiя въ кисейныхъ платьицахъ, — такъ всехъ бы ихъ и расцеловалъ.

Александръ Степ[ановичъ] приподымается будто за шляпой, подходитъ къ некоторымъ. Некоторые смотрятъ на него такимъ добрымъ, открытымъ, умнымъ ласкательнымъ взглядомъ, какъ будто говорятъ: «говорите, я васъ люблю слушать». Выходятъ салопы, швейцаръ, тарантасы Тилле, апельсины. — «Садись сюда Варинька». «Оголинъ, здесь место есть». — Поехали, а я бедняжка остался, только смотрю на это веселье. — Брръ23 пропалъ въ Астрахани, я думалъ съ нимъ и мое счастiе, но ежели вы мне пишите такое милое и длинное письмо и говорите, что помнютъ обо мне въ Казани, я могу еще быть счастливъ безъ брра. —

Безъ шутокъ, очень, очень вамъ благодаренъ за любезное письмо ваше. Напишите еще подъ веселый часъ, хотя вы и говорите, что въ Казане скучно. Верю и соболезную. Завидуйте теперь мне; вы имеете полное право; когда же воротятся, о, какъ я буду вамъ завидовать. — Я живу теперь въ Чечне24 около Горячеводскаго укрепленiя въ лагере, — вчера была тревога и маленькая перестрелка, ждутъ на дняхъ похода. 25 Нашелъ таки я ощущенiя. Но поверите ли какое главное ощущенiе? Жалею о томъ что скоро уехалъ изъ Казани; хотя и стараюсь утешать себя мыcлыо, что и безъ того-бы они уехали что все прiедается и что не надо собой роскошничать. —

Грустно. — Прощайте, пожалуйста, до новаго письма. —

Братъ26 васъ благодаритъ и кланяется, вашъ двоюр[одный] братъ27 въ Тифлисе. — Загоскиной скажите, что... нетъ лучше ничего не говорите, а ежели не найдете неприличнымъ, лучше скажите Зинаиде Молостовой, que jе mе гарреllе а son souvеnir. 28

Вамъ душевно преданный

Графъ Левъ Толстой.

Адресъ мой тотъ-же. —

Примечания

Печатается по автографу, хранящемуся в ИРЛИ. Впервые опубликовано А. И. Никифоровым в кн. «Толстой. Материалы и статьи 1850—1860».

Л. 1927, стр. 7—9. Год письма определяется содержанием: «Я живу теперь в Чечне около Горячеводского укрепления в лагере», куда Толстой уехал вскоре после прибытия на Кавказ вслед за братом Николаем.

1 Намек на шуточное стихотворное послание к А. С. Оголину из Сызрани, две первых строки которого Толстой приводит в своем письме к гр. М. Н. Толстой от 26 мая.

2 Письмо это неизвестно.

4 Владимир Иванович Юшков (р. в 1789 г., ум. 28 ноября 1869 г.), муж тетки Толстого Пелагеи Ильиничны Толстой, был сыном председателя Казанского верхнего земского суда (1795 г.) Ивана Иосифовича Юшкова (ум. в декабре 1811 г.). В молодости служил в л. -гв. гусарском полку, с которым сделал кампанию 1814—1815 гг. В отставку вышел полковником. Женившись в 1817 г. на гр. П. И. Толстой, поселился в Казани. Н. П. Загоскин в ст. «Гр. Л. Н. Толстой и его студенческие годы», пишет, что «В. И. Юшков оставил по себе в Казани память образованного, остроумного и добродушного человека, но, вместе с тем, большой руки шутника и балагура, каким он и оставался до самой своей смерти... Вынужденный своим положением вращаться в казанском великосветском обществе, В. И. Юшков никогда не был его адептом. Напротив, он не прочь был подшутить подчас над кодексом eго условных приличий, над фальшью и противоречиями его жизни и частенько допускал выходки, так или иначе шокировавшие местный большой свет». В последние годы своей жизни Юшков,оригинальности ради, уверял, что он ослеп. Об этом см. воспоминания Евгения Скайлера («Русская старина» 1890, X, стр. 271—272). О В. И. Юшкове, как «шутнике и большом волоките» Толстой вспоминает в «Воспоминаниях детства».

«некоторыми» очевидно нужно разуметь сестер Молоствовых — Елизавету Модестовну, невесту А. С. Оголина, и Зинаиду Модестовну. О них см. ниже прим. 12.

6 Екатерина Дмитриевна Загоскина (о ней см. прим. 12 к п. № 41), по воспоминаниям внучки ее, В. В. Алексеевой, всю жизнь пользовалась только жесткими стульями.

7 Неясно, которая из родственниц Е. Д. Загоскиной (рожд. Мертваго). Одна Мертваго — двоюродная сестра Зин. Мод. Молоствовой (см. статью А. П. Мертваго в «Утре России», 1911 г.,12 июня), или жена брата Екатерины Дмитриевны, Николая Дмитриевича Мертваго (р. в 1805 г.), Сусанна Александровна Мертваго, рожд. Соймонова (1815—1879), в 1861—1879 гг. бывшая начальницей Казанского Родионовского института или Марья Николаевна Мертваго, рожд. Депрейс (1823—1860), жена другого брата Е. Д. Загоскиной, Петра Дмитриевича Мертваго (1813—1879).

8 Разумеется сам А. С. Оголин.

9 Нератов — вероятно, Анатолий Иванович, муж Екатерины Модестовны Молоствовой, которого Толстой знал с Казанского университета (1846—1850).

11 Варенька — дочь Екатерины Дмитриевны Загоскиной, Варвара Николаевна, впоследствии вышедшая замуж за Владимира Александровича Краснокутского.

12 У Модеста Порфирьевича Молоствова (1799—1845) и Варвары Ивановны Мергасовой (1803—1881) были дочери: Зинаида (1828—1897), Елизавета (1831—1852), Екатерина (1832—1874), Наталья, Александра (1835—1890), Вера и Аделаида.

13 Надень шляпу и скажи барышням Молоствовым, что пора ехать.

14 Полицмейстером в Казани в эти годы был Николай Иванович Кнорринг.

16 Мама, сегодня у меня счастливый день: я два раза видела мадам Бюре. -— Кто такая Бюре, сказать не можем.

17 По всей вероятности это Алексей Федорович Львов («Казанские губернские ведомости» 1851, № 20).

18 «Королева Margot (La Reine Margot) драма в 5 актах и 13 картинах А. Дюма и Авг. Макэ. Первое издание этой драмы в Париже, 1845 г. у бр. Гарнье в шести томах.

19 «Королева Margot» — главная тема разговора.

—1844 гг., жена богатого казанского помещика Александра Евграфовича Лебедева. В апреле 1846 г. она участвовала с Толстым в «живых картинах» в зале Казанского университета. (Сообщено К. С. Шохор-Троцким.)

21 Барышни Молоствовы.

22 Депрейс — дочери казанского помещика, бывшего казанским губернским предводителем дворянства, Николая Исаевича Депрейса (1788—1854) и Натальи Порфирьевны Молоствовой (1806—1870) — Екатерина Николаевна Депрейс (р. в 1833 г.), Варвара Николаевна, впоследствии вышедшая замуж за Ив. Вас. Троицкого, и Ольга Николаевна, впоследствии вышедшая замуж за Алексея Николаевича Булыгина. Екатерине Николаевне 6 апреля 1899 г. Толстой лисал: «Всегда с большим удовольствием вспоминаю о вашей семье и о вас». (К. С. Шохор-Троцкий «Казанские знакомства Толстого», в кн. «Великой памяти Л. Н. Толстого Казанский университет 1828—1928 г.». Казань. 1928, стp. 105.) О Е. Н. Депрейс см. в воспоминаниях Марии Ватаци «Быль минувшего» — «Исторический вестник», 1913, №№ 5—7.

23 Кого разумеет Толстой под «Брр», неизвестно.

24 Чечня (Большая и Малая) — область на Кавказе на северном склоне Андийского водораздела и в равнине р. Сунжи и ее притоков.

«был в набеге». Впечатления от этого похода, в котором Толстой принимал участие волонтером, послужили материалом для рассказа «Набег».

27 Вероятно А. П. Оголин, штабс-капитан батарейной № 4 батареи 20 артиллерийской бригады, сослуживец Толстого, часто упоминающийся в его дневнике 1852—1854 гг., письмо которого ко Льву Николаевичу от 16 сентября 1854 г. сохранилось в АТБ.

28 что я прошу вспомнить обо мне.

Раздел сайта: