278. Проект устройства в Москве музыкального общества.
1858 г. Январь до 5. Москва.
Подписной лист для желающих участвовать в квартетном обществе.
<Условия участия: >
2) Члены избираются по балотированию первых подписавшихся 10 членов.
3) Квартеты, трио и квинтеты, септюоры, ежели средства позволят, исполняются только артистами за плату.
4) Исполнение сочинений любителей и любителями воспрещается.
5) Помещение для музыкальных вечеров не в частном доме, или в частном доме на основании публичном.
7) Два <и три> лица <однако семейства платят как за одного> платят за полтора, 3 лица за два, 4 лица за 2 с половиной.
7) 1Устройство чая и ужина на музыкальном вечере зависят от желания и общего согласия членов.
8) Курить дозволяется.
9) Правила могут быть изменены и пополнены собранием членов.
<изби> допускаются с общего согласия.
20) 1Рояль Эрар.
Примечания
Публикуемый текст является черновиком проекта, написанного собственноручно Толстым. Полностью публикуется впервые; пункты 3) и 4) были опубликованы в «Литературном наследстве», М. 1939, № 37/38, стр. 412, и пункты 1)—6) в книге Н. Родионова «Москва в жизни и творчестве Л. Н. Толстого», изд. «Московский рабочий», М. 1948, стр. 24—25. Дата определяется записью Толстого в Дневнике под 5 января 1858 г. («хлопоты о муз[ыкальном] обществе», т. 48) и письмом к В. П. Боткину от 4 января 1858 г., см. № 102.
Профессор Московской консерватории и музыкальной критик Н. Д. Кашкин рассказывает, что «Лев Николаевич всегда был очень большим любителем серьезной музыки, но в Москве ее приходилось слушать сравнительно редко». Поэтому он совместно с кн. Ю. А. Оболенским, также большим любителем музыки, в самом конце 50-х годов решил «основать музыкальный кружок с определенными членскими взносами, чтобы устраивать на эти деньги хорошие музыкальные вечера». Они обратились к «Л. Оноре, пользовавшемуся особенными симпатиями и уважением в артистическом обществе в Москве», и пригласили его быть музыкальным руководителем будущего общества, но Оноре им указал на Н. Г. Рубинштейна (Н. Д. Кашкин, «Русское музыкальное общество по личным воспоминаниям» — «Московский еженедельник», 1908, № 16, стр. 63—64). Из письма Толстого к Боткину от 4 января 1858 г. видно, что согласился взять на себя руководство музыкальным обществом московский музыкант Мортье (см. прим. 7 к п. № 19).
«Музыка в жизни Л. Н. Толстого» (юбилейный сборник «Лев Николаевич Толстой», Госиздат, М. — Л. 1928, стр. 303), пишет, что «к этому же времени относится знакомство Л. Н. с Н. Г. Рубинштейном, которого он высоко ценил как музыканта и вместе с которым он обсуждал учреждение музыкального общества в Москве. Эта мысль впоследствии была осуществлена братьями Рубинштейнами, основавшими императорское Музыкальное общество».
1