Толстой Л. Н. - Фету А. А., 22 (23) марта 1877 г.

320. А. А. Фету.

1877 г. Марта 22... 23. Я. П.

Вы не поверите, как мне радостно ваше одобрение моего писанья,1 дорогой Афанасий Афанасьевич, и вообще ваши письма. —

Вы пишете, что в Русск[ом] вестнике напечатали Толстого, а ваше Искушение лежит у них.2 Такой тупой и мертвой редакции нет другой. Они мне ужасно опротивели не за меня, а за других. Как в казаки? Каким же чином? И зачем в Белой Церкви? Меня Петр Афанасьевич ужасно интересует.3

Голова моя лучше теперь, но насколько она лучше, настолько я больше работаю. Март, начало апреля самые мои рабочие месяцы, и я всё продолжаю быть в заблуждении, что то, что я пишу, очень важно, хотя и знаю, что через месяц мне будет совестно это вспоминать.

Заметили ли вы, что теперь вдруг вышла линия, что все пишут стихи, очень плохие, но пишут все. Мне штук 5 новых поэтов представилось. Извините за бестолковость и краткость письма. Хотелось только вам написать, чтоб вы помнили, что вас и любят и ждут в Ясной Поляне. Наш поклон вашим.

Л. Толстой.

Примечания

Впервые опубликовано, с небольшими изменениями, А. А. Фетом в «Моих воспоминаниях», ч. II, М. 1890, стр. 327. На автографе пометка Фета: «23 марта 1877», подтверждаемая письмом его от 16 марта 1877 г., на которое Толстой отвечает.

1 См. письмо Фета от 16 марта 1877 г., напечатанное в «Литературном наследстве», т. 37-38, М. 1939, стр. 222—223.

2 «Искушением» Толстой называет стихотворение Фета, начинающееся словами: «Когда божественный бежал людских речей». Баллада А. К. Толстого «Гарольд Свенгольм» была напечатана в январской книжке «Русского вестника» за 1877 г.

3 —1891); главная квартира находилась в Кишиневе.

Фет писал 16 марта, что брат его Петр Афанасьевич «поймал великого князя, главнокомандующего, в Белой Церкви, и так как ему, в силу 42-х лет, нельзя поступить в войско волонтером, т. е. вольноопределяющимся, то его принял великий князь в казаки. И вот брат отправился в Кишинев, куда высылаю ему денег».

Раздел сайта: