322. С. А. Рачинскому.
1877 г. Апреля 5. Я. П.
5 апр. 1877 г.
Вы не поверите, какую истинную и редкую радость мне доставило чудесное письмо ваше,1 наделаете чудес. — Я у всех спрашиваю, для чего нужны школы. Обращаясь к вам, я могу иначе спросить: на чем основывается то наслаждение, та несомненная уверенность, что делаешь такое дело, которое не важнее всех других, но не менее важно, чем какое бы то ни было?
Я получал самые разнообразные ответы и никогда тот, который я себе давал и даю и который, мне кажется, вы дадите. Попробуйте ответить, не читая моего, не сойдемся ли мы.
Учить этих детей надо затем, чтобы дать им дощечку спасения из того океана невежества, в котором они плывут, и не спасения, — они, может быть, лучше нас приплывут, — а такое орудие, посредством которого они пристанут к нашему берегу, если хотят. Я не мог и не могу войти в школу и в сношения с мальчиками, чтобы не испытать прямо физического беспокойства, как бы не просмотреть Ломоносова, Пушкина, Глинку, Остроградского и как бы узнать, кому что нужно.
Читая ваше письмо, мне ужасно захотелось побывать у вас и в вашей школе. Я очень тяжел на подъем и очень занят бываю, но мне этого очень хочется, и я вас очень люблю. — Пожалуйста, напишите мне еще и про себя.
Любящий вас
Примечания
«Иллюстрированном приложении» к газете «Новое время», 1913, № 13529 от 9 ноября.
1 От 20 марта 1877 г.; напечатано в книге «Письма Толстого и к Толстому. Труды Публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина», М. 1928, стр. 216—219. В этом письме Рачинский с увлечением рассказывает о своей работе в сельской школе и, между прочим, благодарит Толстого за его «Азбуку» и «Книги для чтения»: «Нет в мире литературы, которая могла бы похвастаться чем-либо подобным».