Толстой Л. Н. - Фету А. А., 1 (2) сентября 1877 г.

346. А. А. Фету.

1877 г. Сентября 1... 2. Я. П.

Как мало на свете настоящих умных людей, дорогой Афанасий Афанасьевич! Появился было г-н Бологов, — и как я обрадовался ему, — но и тот тотчас же обратился в вас.1 Можно не узнать произведение ума, к которому равнодушен; но произведение ума любимого, выдающее себя за чужое, так же смешно и странно видеть, как если бы я приехал к вам судиться и, глядя на вас во все глаза, уверял бы, что я адвокат Петров. Не могу хвалить вашей статьи, потому что она хвалит меня; но я вполне, вполне согласен с нею; и мне очень радостно было читать анализ своих мыслей, при кот[ором] все мои мысли, взгляды, сочувствия, затаенные стремления поняты верно и поставлены все на настоящее место. Мне бы очень хотелось, чтобы она была напечатана, хотя я, обращая к вам то, что вы говаривали мне, знаю, что почти никто не поймет ее. — Я с нынешней почтой пошлю ее к Страхову, которому мне очень радостно сообщить ее.

не пишете о себе, стало быть, хорошо. Когда вы в Орел?

Наш поклон Марье Петровне.

Ваш Л. Толстой.

Примечания

«Моих воспоминаниях», ч. II, М. 1890, стр. 332—333. На автографе пометка Фета: «2 сент. 77», подтверждаемая письмом Фета от 23 августа 1877 г., на которое Толстой отвечает, и сопоставлением с письмом к H. Н. Страхову от 1... 2 сентября 1877 г.

1 «Пожалуйста прочтите прилагаемую статью Болагова и, если найдете возможным ее напечатать, хоть через Страхова — печатайте. Но Болагов писал ее более для Вас. Что скажете?» Статья эта — разбор «Анны Карениной», действительно принадлежавший Фету, как он сам говорит об этом в «Моих воспоминаниях» (ч. II, стр. 312), — в печати не появилась. Сохранившееся в авторизованной копии начало статьи опубликовано в «Литературном наследстве», т. 37-38, стр. 231—238.

Раздел сайта: