Толстой Л. Н. - Урусову С. С., 22 (28) декабря 1879 г.

543. C. C. Урусову.

1879 г. Декабря 22... 28. Я. П.

Очень рад был получить от вас письмо, дорогой кум; несмотря на то, что оно, хотя и всё доброе, пересыпано сердцем, как перцем.

Вы бы умилились, если бы видели того, кого называете сыном дьявола.1 Если бы побольше было таких людей и таких верующих, то хорошо бы было жить. Выше христианского учения он ничего не признает и исполняет его в смысле нелюбостяжания, воздержания похотей, кротости, любви, неосуждения, смирения, служения другим, так, как я бы желал когда-нибудь исполнять. Но он не признает Христа богом, хотя и не отрицает этого и не любит говорить про это. Чтó он, сын дьявола или нет?

У Троицы я был с дочерью,2 племянницей Оболенской и вдовой племянника Николиньки — сына сестры.3 Помните его? Он женился и через 6 месяцев заболел тифом и умер. Если бы я был не с ними, я бы был у вас. — Я спрашивал про вас и знал, что вы и княгиня живы и здоровы. Леонид4 мне очень, очень полюбился. Если приведет бог быть свободным, буду у вас, чего очень хочу. Я не помню, что я вам писал о приезде к нам. Верно, что-нибудь глупо.5 в любовном к вам расположении.

У нас все растут и слава богу здоровы. Жена родила 20-го сына. Это седьмой. Она и ребенок здоровы — кланяется вам и княгине. —

Любящий вас Л. Толстой.

Примечания

Впервые опубликовано, с пропуском двух слов, в «Вестнике Европы», 1915, 1, стр. 16—17. Дата определяется: сообщением о рождении 20 декабря сына Михаила и письмами С. С. Урусова от 20 декабря, на которое Толстой отвечает, и ответным письмом от 30 декабря 1879 г.

1 «Сыном диавола» Урусов называл Василия Ивановича Алексеева, воспитателя старших сыновей Толстого. См. прим. к письму № 378.

2 Татьяной Львовной.

3 Надеждой Федоровной, вдовой Николая Валериановича Оболенского.

4

5 Урусов больше года не писал Толстому, потому что его обидела фраза в письме от 30 мая 1878 г.: «Как отлично, что Вы сказали, что приедете к нам! Это надеюсь и прошу вас исполнить осенью, если бог даст вернуться из Самары». Он писал 20 декабря 1879 г.: «... отцу, который два года не видел детей своих, Вы написали: «Приезжайте, только не теперь, а осенью». То есть «приезжайте через 40 лет».