Толстой Л. Н. - Бондареву Т. М., 15 (20) июля 1885 г.

396. Т. М. Бондареву.

1885 г. Июля 15—20? Я. П.

Доставили мне на дняхъ вашу рукопись — сокращенное изложенiе вашего ученiя,1 я прежде читалъ изъ нея извлеченiя2 ò вы говорите, это святая истина, и то, чтò высказали, не пропадетъ даромъ; оно обличитъ неправду людей. Я буду стараться разъяснять то же самое. Дело людей, познавшихъ истину, говорить ее людямъ и исполнять, а придется ли имъ увидать плоды своихъ трудовъ — то Богъ одинъ знаетъ...

Черезъ министра внутреннихъ делъ и даже черезъ царя, ничего сделать нельзя, да и не следуетъ.3 Правительство силою заставляетъ людей делать то, чтò оно считаетъ нужнымъ; а первородный законъ Божiй люди должны исполнять не по принужденiю, а по своей воле. Нужно обличать людей и призывать ихъ къ покаянiю, какъ делалъ Христосъ, и тогда они сами придутъ къ истине. Дело это делается не скоро — веками, но не скоро и деревья растутъ, а мы сажаемъ ихъ же и бережемъ, и не мы, такъ другiе дожидаются плода. —

По моему мненiю, человеку и некуда больше употреблять свой разумъ, и слово свое, какъ на то, чтобы узнавать законъ Божiй, разъяснять его себе и другимъ и исполнять его, и помогать въ этомъ и другимъ. Мф. IX, 37. Жатва великая, а рабочихъ мало. Просите Господа, чтобы онъ выслалъ (т. е. умножилъ) рабочихъ. Жатва большая и одному не жать, а хоть бы какъ-нибудь свою делянку выжать и «козы» (т. е. прожнива) не оставить, какъ у насъ въ Туле говорятъ. Да коли каждый такъ-то свое дело сделаетъ, то и соберется жатва хозяина, и не оставитъ онъ добраго работника. Только бы не зарывать талантъ въ землю, только бы исполнять волю пославшаго насъ. А воля пославшаго въ томъ, чтобы каждый въ поте лица добывалъ хлебъ, и это надо толковать людямъ, и они поймутъ это и понимаютъ, потому что совесть обличаетъ ихъ.

Желаю вамъ успеха въ вашемъ деле, оно же и мое дело, и благодарю васъ за ваше писанiе; оно мне было въ большую пользу и радость.

Примечания

«Доставили мне на днях вашу рукопись» (см. прим. 1). Об этом же Толстой писал кн. Л. Д. Урусову от 14? июля 1885 г. (см. письмо № 395).

Тимофей Михайлович Бондарев (р. 1820 г. — ум. в октябре 1898 г.) — крестьянин, родом из Области войска донского, крепостной, отданный помещиком в солдаты. Под влиянием сектантов «субботников» — иудействующих — перешел в эту секту, совершив обряд обрезания и переменив свое имя на «Давида Абрамова». За отпадение от православия был судим в 1867 году и сослан в село Иудино, Бейской вол., Минусинского у., Енисейской губ., где и оставался до конца своей жизни. В ссылке написал сочинение: «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца», в котором доказывал обязательность выполнения первородной заповеди о хлебном труде для всех людей без различия, основанной на библейском изречении: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3, 19). Труд свой писал он пять лет; окончив, отправил рукопись в Минусинский городской музей, откуда она, вероятно, заведующим музеем была переслана Г. И. Успенскому, написавшему о ней статью: «Трудами рук своих» («Русская мысль» 1884, 11). Статья эта сильно заинтересовала Толстого, вступившего в переписку с Т. М. Бондаревым через политических ссыльных В. С. Лебедева и Л. Н. Жебунева, живших в Минусинске.

Труд Т. М. Бондарева и переписка с ним имели большое влияние на взгляды Толстого, подтверждая и укрепляя его в том направлении, которое его мысли приняли со времени его духовного переворота. К Бондареву, как и к Сютаеву, Толстой относился не только как к своим единомышленникам, но как к любимым «учителям». Сам он так определяет их влияние на его духовное развитие: «За всю мою жизнь два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне мое миросозерцание. Люди эти были не русские поэты, ученые, проповедники, — это были два живущие теперь замечательные человека, оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу крестьяне: Сютаев и Бондарев» («Так что же нам делать?» — Бир. РС, т. XIII, стр. 212).

«Предисловие к сочинению Бондарева» — «Русское дело» 1888, 13, стр. 11—13; «О Бондареве» (для словаря С. А. Венгерова). — См. т. 25.

«Сютаев и Бондарев. Биографические данные и материалы к их характеристике». ТЕ, 1913 (к статье приложена библиография о Т. М. Бондареве).

1 Статья Т. М. Бондарева «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца». По этому поводу Л. Н. Жебунев писал Толстому 13 января 1886 г.: «Прочитав внимательно ваше письмо к Бондареву, я заметил, что Вы извещаете его о получении «сокращенного изложения» его учения, тогда как я послал Вам в мае 1885 г. через редакцию «Русской мысли» полное изложение учения Бондарева» (АТБ).

2 «Трудами рук своих» («Русская мысль» 1884, 11).

3 Труд свой Бондарев переписывал и рассылал разным высокопоставленным лицам. Так в 1883 г. он послал свою рукопись министру внутренних дел, приложив при ней свое прошение, в котором писал: «Я изобрел и написал до 250 вопросов, под названием «Торжество земледельца», это настолько сильное и полезное для них врачество, что если довести его до сведения всякого человека, то не более как через четыре года, без понесения трудов и без напряжения сил, избавятся все они от тяжкой нищеты и от нестерпимого убожества: тогда глупый сделается умным, лентяй — трудолюбивым, пьяница — трезвым, бедный — богатым, бездомник —прочным хозяином, злодей — честным человеком, и будет как на них, так и на столе их велик-день, и без всякого противления или закоснелости сольется вся вселенная в одну веру в бога!» (К. С. Шохор-Троцкий, «Сютаев и Бондарев» ТЕ, 1913). В 1884 г., не дождавшись ответа, он послал вторичное прошение, один экземпляр которого направил лично государю. Лишь 22 июня 1888 г. он получил ответ от «командующего императорской главною квартирою по канцелярии для принятия прошений, на высочайшее имя приносимых». Вот что писал Бондарев об этом: «На поданное мною в прошедшем феврале сего же года на высочайшее имя прошение получил ответ такой (кроме всех тамошних бесполезных для нас протяжениев): «На ходатайство Бондарева чтобы отпечатать его сочинение о трудолюбии и тунеядстве соизволения не последовало, по причине неосновательности его ходатайства. Отобрать от Бондарева подписку (так пишет он Красноярскому губернатору) и хранить это при делах Вашего превосходительства впредь до востребования». На этом и кончилось» (из письма Т. М. Бондарева к Толстому от 2 августа 1888 г. АТБ).