Толстой Л. Н. - Новоселову М. А., 12-13 октября 1886 г.

554. М. А. Новоселову.

1886 г. Октября 12—13? Я. П.

Не знаю, успею ли ответить вамъ по всемъ пунктамъ, дорогой М[ихаилъ] А[лександровичъ], но хоть по некоторымъ. Самый важный и занимающiй меня, — это преподаванiе исторiи.1 Мы только о томъ и думаемъ, чтобы открыть въ «Посреднике» отделъ научный, для народа, т. е. для большой серьезной публики. О другихъ отделахъ не буду говорить, но исторiя...2 ò вы говорите. Только излагайте хорошимъ языкомъ, понятнымъ, русскимъ и точно такъ, какъ вы говорите. Вы убьете двухъ зайцевъ. Составьте записки для преподаванiя и книжки въ «Посреднике». Вы говорите про среднiе века, a мне ясно, какъ Римская и особенно Греческая исторiя могутъ составить иллюстрацiю зарожденiя...3 зла и борьбы его съ истиной. Попытайтесь. Напишите какую-нибудь одну эпоху. Не хорошо будетъ, другой разъ сделаете лучше. Мненiе ваше4 о томъ, что добро въ народе независимо отъ наградъ и наказанiй, не только справедливо, но удивительно, какъ могутъ люди не видеть того, что понятiе о наградахъ и наказанiяхъ есть не что иное, какъ образная форма выраженья того, что добро не можетъ иметь реальной действительной награды. Правда, что дети и грубые сердечно люди понимаютъ это прямо, и тогда невероятно, но какъ только человекъ позналъ добро, онъ делаетъ его для добра и не имея никакого разсудочнаго объясненiя для чего онъ делаетъ., охотно беретъ то, которое ему представляется. Деятельность, избранная вами и та, которая должна выйти изъ быта вашей веры и другихъ силъ, действующихъ на нее, деятельность хорошая, т. е. такая, какъ и всякая не прямо злая, въ которой можно служить Богу, т. е. истине.

Рукописей у меня нетъ,5 ни Бондарева, ни другихъ...6 —ъ же7 —это заметки, набросанныя и не имеющiя никакого значенiя, кроме раздражающаго. Лучшимъ сочиненiемъ по критике текстовъ свящ[еннаго] Писанiя я считаю переводъ съ комментарiями Reuss’А. По исторiи церкви Пресансе. Впрочемъ не советую вамъ углубляться въ эти занятiя.8 Тотъ, кто въ Евангелiи не съумеетъ отделить сердцемъ основного, тотъ никакимъ изученiемъ критики не узнаетъ этого. А кто умеетъ отличать, тому не нужно. Умеетъ же отличать тотъ, кому нужно руководство Евангелiя для жизни, а не для мудствованiя.9

Здоровье мое поправляется. Духомъ же почти всегда радуюсь, потому что со всехъ сторонъ вижу жнецовъ, выходящихъ на жатву. Вижу, что вы ищете этого блага и уверенъ, что найдете его.

Любящiй васъ Л. Т.

«Новый путь» 1903, I, стр. 150—151. Датируется на основании письма М. А. Новоселова от 9 октября 1886 г., на которое отвечает Толстой.

Михаил Александрович Новоселов (р. 1 июля 1864 г.) — окончил Московский университет; по окончании учительствовал в одной из московских гимназий. В середине 1880-х годов, увлеченный идеями Толстого, бросил город, уехал в деревню, решив «сесть на землю». В конце 1880-х годов организовал в Тверской губернии (Дугино) толстовскую земледельческую колонию. Одно время принимал участие в издании сочинений Толстого и распространении запрещенных его писаний в гектографированном виде, за что (за распространение статьи «Николай Палкин») был посажен в тюрьму. В 1891—1892 гг. работал с Толстым на голоде. Позднее вернулся к православию. См. М. А. Новоселов, «Открытое письмо графу Л. Н. Толстому по поводу его ответа на постановления святейшего синода», Вышний-Волочек. 1902. — См. о нем в тт. 50, 51, 52, 58, 65.

1 Новоселов писал о своем решении поступить преподавателем в учительскую семинарию и высказывал свои соображения по этому поводу: «Особенно много вопросов ставит преподавание истории. Как сделать преподавание этого предмета целесообразным? Больше всего, конечно, хотелось бы внести в преподавание истории моральную точку зрения. Но как она уживается с программой? Бесспорно воспитанники должны будут усвоить требуемое разного рода инструкциями, чтобы кончить курс. Требуются же факты и не в малом количестве — как выбросить их? Пока мне представляется дело так: выдвигать вперед лица с той стороны, которую обыкновенно игнорируют ученые—историки, увлекаясь своими научными построениями. Мне хотелось бы, чтобы прошлая жизнь человечества дала юношам понятие о людях и их поступках со стороны их приближения или удаления от учения Христа.... Средневековая история особенно поучительна в этом отношении: отрицательная деятельность пап и королей так и бьет в глаза.... Словом, начиная с аристократизации христианства, пойдет ряд самых поучительных примеров отступничества» (из письма М. А. Новоселова к Толстому от 9 октября 1886 г. АТБ).

2, 3 Пропуск в копии.

4 «Существуют ли в нашем деревенском люде какие-либо нравственные принципы помимо строго религиозных? Иначе, руководствуется ли народ в своих действиях исключительно соображением о наказании или наградах в будущей жизни, или он отмечает доброе от худого на основании чистой морали, не имеющей той подкладки, какую дает нравственности церковное учение, обещающее ад и рай в загробном существовании? Очень бы хотелось знать Ваше мнение об этом предмете. Пока я остаюсь одиноким сторонником последнего мнения, находя что единственным стимулом к добрым деяниям нельзя признать боязни будущих мук и желания награды. На основании некоторых наблюдений я готов даже усомниться в прочности веры в загробную жизнь. Разумею не какую-либо секту, а массу народа» (из письма М. А. Новоселова к Толстому от 9 октября 1886 г. АТБ).

5 М. А. Новоселов просил для гектографирования несколько из последних неизданных религиозно-философских писаний Толстого («Исповедь», «В чем моя вера» и др.), а также и статью Т. М. Бондарева, которого он в письме называл «субботником».

6 Пропуск в копии.

7 Так в копии, имеющейся в распоряжении редакции. Следует читать: Палкин (статья Толстого «Николай Палкин», относящаяся к тому же году).

8 — Эдуард Рейсс (Reuss) (1844—1891) — протестантский богослов, профессор страсбургского университета. Толстой разумеет здесь его книгу: «La Bible, traduction nouvelle avec introductions et corn mentaires» (1875—1881). — О Пресансе см. прим. 6 к письму № 176.

9

Раздел сайта: