Толстой Л. Н. - Бирюкову П. И., 8 декабря ? 1886 г.

579. П. И. Бирюкову.

1886 г. Декабря 8? Москва.

Что вы мне не пишете, какъ набирается или печатается календарь. — То, что вы меня распекаете1 — это очень хорошо. И хорошо то, что поправляете. Умъ хорошо, а два гораздо лучше. Главное, надо чтобы было не такъ, чтобы оттолкнуло, подорвало доверiе у читателя. Еще нельзя ли къ тому месту, где говорится о порчахъ, прибавить следующее: Заболеваютъ отъ порчи только те, кто веритъ въ колдовство и порчу. Заболеваютъ не отъ колдовства, а отъ думы. Начнутъ думать, скучать, и точно заболеютъ. А кто не веритъ въ пустяки въ эти, тотъ ни отъ какого колдовства не заболеетъ.3

4 если будемъ живы. — Какъ вы печатаете? Что цензура? Сколько вы печатаете? И не боитесь ли того, что не разойдется, п[отому] ч[то] не во время? Исправили ли, заместили ли плохiя пословицы?

Л. Т.

Примечания

Печатается по автографу, хранящемуся в БЛ. Впервые опубликовано в «Всеобщем ежемесячнике» 1911, XI, стр. 7—8, и в Б, II, изд. 3, стр. 636—637. Датируется на основании пометки П. И. Бирюкова: «10—XII» (дата получения письма). По содержанию относим его к 1886 г.

Толстой отвечает на письмо П. И. Бирюкова от 6 декабря 1886 г. (АТБ).

1 «Заметки ваши мне очень понравились; там много хорошего, но не всё. Не хорошо, что вы называете самым христианским делом церковное таинство брака и самым лучшим препровождением праздника пойти к обедне. Я с этим не согласен и печатать этого не могу. Простите меня за это, может быть я не так понял, но иначе я не могу сделать. Я изменю эти места так, чтобы в них не было совета, исходящего с нашей стороны, — обращаться в важных случаях жизни к попам и вообще к государственной церкви. Меня даже огорчило это, когда я прочел эти места и не совсем понимаю, как они попали туда.

Простите, если я этим огорчаю вас. Вы знаете, как я люблю вас (из письма П. И. Бирюкова от б декабря 1886 г. АТБ).

2 Эта вставка Толстого включена в отдел календаря: «Работы в мае». См. «Календарь с пословицами на 1887 г.» М. 1887, стр. 66.

3

4 П. И. Бирюков писал, что будет к новому году в Москве.