Толстой Л. Н. - N. N. ("Тифлисским барышням"), 17 декабря 1886 г.

587. N. N. («Тифлисским барышням»).

1886 г. Декабря 17. Москва.

Вы спрашиваете дела. Кроме общаго всемъ намъ дела, — стараться уменьшать те труды, которые употребляются другими на поддержанiе нашей жизни, сокращая свои требованiя и делая своими руками, что можешь сделать для себя и для другихъ, у прiобретшихъ знанiя есть еще дело: поделиться этими знанiями, вернуть ихъ назадъ тому народу, который воспиталъ насъ. — И вотъ такое дело есть у меня:

Существуютъ въ Москве издатели народныхъ книгъ, азбукъ, арифметикъ, исторiй, календарей, картинъ, разсказовъ. Все это продается въ огромныхъ количествахъ экземпляровъ независимо отъ достоинства содержанiя, а только потому, что прiучены покупатели, и есть искусные продавцы. Одинъ изъ этихъ издателей, Сытинъ, мне знакомый хорошiй человекъ, желающiй сколь возможно улучшить содержанiе этихъ книгъ.

— азбуку-ли, календарь, романъ-ли (особенно нужна работа надъ повестями — оне дурны и ихъ много расходится) — прочесть и исправить, или вовсе переделать. Если вы исправите опечатки, безсмыслицы, тамъ встречающiяся — ошибки и безсмыслицы историческiя и географическiя, то и то будетъ польза, потому что какъ книга ни плоха, она всетаки будетъ продаваться. Польза будетъ въ томъ, что меньше будетъ вздору и безсмыслицы сообщаться народу. Если вы при этомъ еще выкинете места глупыя или безнравственныя, заменивъ ихъ такими, чтобы не нарушался смыслъ, это будетъ еще лучше. Если же вы, подъ темъ же заглавiемъ и пользуясь фабулой, составите свою повесть или романъ съ хорошимъ содержанiемъ, то это будетъ уже очень хорошо. Тоже и о календаряхъ, азбукахъ, арифметикахъ, исторiяхъ, картинахъ.

И такъ, если работа эта вамъ нравится, выбирайте тотъ родъ, въ которомь вамъ кажется, что вы можете лучше работать и напишите мне. Я вышлю вамъ несколько книгъ.

Очень бы желалъ, чтобы вы согласились на мое предложенiе. Работа, несомненно, полезная. Степень пользы будетъ зависеть отъ той любви, которую вы положите въ нее.

Вашъ Левъ Толстой.

17-е Декабря. Москва. Долго-Хамовническiй пер[еулокъ], 15.

Печатается по подлиннику (рукой Т. Л. Толстой, с собственноручной подписью Толстого), хранящемуся в ГТМ. Впервые опубликовано в «Новом обозрении» (Тифлис) 1887, № от 12 марта. Дата подлинника неполная: «17 декабря. Москва». Относим его к 1886 г., имея в виду, что в начале 1887 г. оно уже бьло опубликовано.

но прилагался адрес: «Тифлис, Библиотека Де-Капрелевич, в галлерее Арцруни. Для передачи А. А.». Толстой отвечал им настоящим письмом (в печати получившим название, как письмо к «тифлисским барышням»), которое было вскоре напечатано в тифлисской газете «Новое обозрение» и затем перепечатано в «Новом времени» (Петербург, 1887, № от 21 марта). Одна из «тифлисских барышень», принявших участие в обращении к Толстому, по поводу этой переписки дала К. С. Шохор-Троцкому следующие сведения: «Это было в Тифлисе в сумрачные реакционные восьмидесятые годы. Группа молодых девушек, только что окончивших гимназию, очутилась перед трудным и для многих мучительным вопросом что делать? Полные сомнений, не зная чему всецело отдаться, они пытали свои неопытные силы во всех видах доступного в то время общественного труда: работали в народных и воскресных школах, в общественных читальнях, музеях. В это время появилась известная статья Л. Н. Толстого «Труд мужчин и женщин». В ней он высказывает мысль, что назначение женщины производить детей и быть матерью. Статья эта внесла смятение в молодые умы. Ища формы, наилучшие способы применения общественного труда, означенная группа молодежи была тверда в одном определенном убеждении — стержнем, основой жизни является общественный труд. И вдруг Лев Николаевич говорит совсем другое... Не находя выхода из обуревавших их сомнений, они решили написать самому Льву Николаевичу. Ответ не заставил себя ждать. Он пресек все мучительные сомнения, положил конец всякой неопределенности. Принять участие в работе, к которой призывал Лев Николаевич, по некоторым причинам не удалось, но письмо его оказало громадное влияние на ход всей дальнейшей жизни писавших» (архив К. С. Шохор-Троцкого).

Результатом опубликования этого письма Толстого явилась целая переписка, касающаяся затронутых Толстым в его письме предметов. Со всех концов России от людей самого различного звания и положения (вплоть до одного старичка, бывшего губернатора) стали поступать письма с просьбами прислать статей или книг для исправления и переделок. Об этом есть неоднократные упоминания и в письмах Толстого (см. письма Толстого: — к А. А. Волжиной от 27 марта 1887 г., в т. 64; к С. А. Толстой от 5 мая 1887 г., в т. 84; к В. Г. Черткову от 2 и 17 февраля 1888 г., в т. 86). В печати же это письмо вызвало ожесточенные нападки со стороны представителей радикальной прессы, оскорбленной таким якобы умалением русской литературы. Н. В. Шелгунов посвятил этому довольно обширную статью, в которой писал об оскорблении, наносимом Толстым русской интеллигенции и, в частности, — литератору, и о «покушении на народный ум». «Для интеллигенции пишут Тургенев, Толстой, Пушкин — ну, а для народа годятся тифлисские барышни. Верно, вполне верно!» — иронически восклицает он в своей статье («Очерки русской жизни», гл. XVI — «Русская мысль» 1887, 5).