Толстой Л. Н. - Оболенскому Л. Е., декабрь ? 1886 г.

594. Л. Е. Оболенскому.

1886 г. Декабрь? Москва.

Сейчасъ получилъ ваше письмо, Л[еонидъ] Е[горовичъ]. Вы прекрасно поставили вопросъ и даете очень важныя и верныя, по моему, указанiя. Поддержанiе и размноженiе жизни не можетъ быть целью жизни — это несомненно.1 Но тутъ-то и являются две разныя точки зренiя: одна та, что знанiе въ человеке, въ человечестве— наука руководить жизнью и что потому целъ жизни, руководимой знанiемъ, должна быть известна этому знанiю, и другая: что человекъ есть2 орудiе разума для совершенiя его (разума), неизвестнаго вполне человеку, дела, и целъ его, разума, не можетъ быть известна, a известенъ человеку только путь, направленiе,3 по к[оторому] ведетъ его, живущiй въ человеке, разумъ. (Христосъ все это сказалъ и я не перестаю удивляться4 человеческаго разума, въ роде понятiй награды и наказанiя и потому понятiе не приложимое къ жизни мiра. Если есть цель, то она должна быть достигнута и тогда конецъ. Для мiра вообще есть только жизнь, для участниковъ въ жизни мiра есть и можетъ быть только направленiе, путь. Кроме того: При первой точке зренiя предполагается, что вся деятельность человека состоитъ или, по крайней мере, руководима знанiемъ и что для достиженiя цели необходима преимущественно (исключительно, думаютъ часто) деятельность умственная. При второй же точке зренiя человекъ, зная только направленiе, идетъ зато по этому направленiю весь съ своими и нервами, и мускулами, и ногтями, т. е. весь подчиняется тому направленiю, к[оторое] одно онъ знаетъ и съ каждымъ шагомъ видитъ новыя вехи на пути, но никогда не видитъ и не ищетъ видеть цели. И только при этомъ условiи человекъ можетъ верить вполне тому направленiю, по к[оторому] онъ идетъ и исполнять то, чтò требуетъ отъ него разумъ. Только ставъ въ условiя поддержанiя и размноженiя жизни, согласныя съ разумомъ, только съ начала пути и всемъ существомъ избравъ единственное истинное направленiе, путь, онъ можетъ съ полной уверенностью идти дальше и сознавать себя въ согласiи и единенiи съ разумомъ. Чемъ ближе эти условiя, темъ вернее, чемъ дальше, темъ сомнительнее. Все это я говорю, однако, не съ темъ, чтобы ослабить важность вашего положенiя о томъ, что жизнь не можетъ состоять въ поддерж[анiи] и размноженiи ея, и чтобы уклониться отъ глубокаго и важнаго вашего вопроса.

По слабости своей, по неполноте подчиненiя своей всей жизни разуму, я ставлю и ставилъ себе этотъ вопросъ и старался отвечать на него. Если бы я вполне слился съ жизнью разума, вполне жилъ въ согласiи съ закономъ мiра, я бы и не подумалъ объ этомъ. Но долженъ сказать, что не приписывалъ имъ важности. Это мечтанiя, к[оторыя] волей неволей приходятъ въ голову. Мне представлялось такъ: Законъ жизни органической есть борьба, законъ жизни разумной, сознательной есть единенiе, любовь. На жизни органич[еской] — жизни борьбы рождается жизнь разумная и связана съ ней. Цель очевидная: уничтожить борьбу и внести единенiе, где былъ раздоръ. Сначала между людьми, потомъ между людьми и животными, потомъ между животными и растенiями. Цель давно уже такая поставлена. Еврейскiй Мессiя есть ничто иное. Чтобъ перековать копья на орала и чтобъ ягненокъ лежалъ со львомъ. Вотъ цель подобная этой мерещится мне, но я не дорожу ею, знаю, что она далеко не исчерпываетъ всего. Мне дорога только верность направленiя пути. А для верности пути я знаю, что первое условiе то, чтобъ идти по немъ5 всемъ существомъ. Какъ чудесно вы поставили вопросъ. И какъ ясно изъ самаго вопроса различiе поверхностнаго частнаго знанiя (науки) и ея метода и предмета съ знанiемъ основнымъ, общимъ (религiей) и ея метода и предмета. Вы сделали что? Вы хотите методомъ научнымъ разрешить вопросъ — предметъ, подлежащiй только религiозному (подъ словомъ религiозное не следуетъ разуметь неясное, неточное, какъ мы привыкли думать, следуетъ разуметь самое ясное и несомненное знанiе, вытекающее не изъ однаго разсужденiя, но изъ разсужденiя и всего сознанiя человека)6 знанiю. Цель жизни? Такой цели нетъ и не можетъ быть7 и никакiя знанiя не могутъ найти ее. Законъ направленiя, путь жизни? Да. На это отвечаетъ религiя, мудрость, если хотите. Отвечаетъ темъ, что показываетъ ложность всехъ техъ путей, к[оторые] не совпадаютъ съ однимъ истиннымъ. Отрицанiемъ ложныхъ8 9 не она покажетъ этотъ путь. Она не можетъ по своимъ задачамъ.

Очень вамъ благодаренъ за это письмо. Я все больше и больше люблю и уважаю васъ. — Свое письмо писалъ, какъ попало, для васъ. А вы верно поймете, чтò я хотелъ сказать. Какъ ни нескладно.

Письма вашего кроме того, съ к[отораго] вы посылаете копiю, не получалъ. И очень жалею.

Примечания

«Биржевых ведомостях» (утр. вып.) 1908, № 1067 от 24 августа, стр. 3 (факс.). По содержанию его относим к концу 1886 г., и ставим вслед за письмом Толстого к Л. Е. Оболенскому, от 14—15? ноября 1886 г. (см. письмо № 572). Л. Е. Оболенский в своем письме (тоже бездатном), на которое отвечает Толстой, писал: «Меня очень интересует следующий вопрос, касающийся Ваших взглядов, выраженных в том отрывке, что я послал Вам: понимаете ли слово «жизнь» в обыденном его значении, или же придаете ему особый смысл?» Очевидно, речь идет о том отрывке из письма Толстого к А. К. Дитерихс, о котором говорится и в письме Толстого к Л. Е. Оболенскому от 14—15? ноября 1886 г. Это и дало нам основание пометить его указанной выше датой.

1 По этому поводу Л. Е. Оболенский писал (письмо без даты): «Я задумался над определением понятия «жизни» и увидал, что фактически жизнь большинства людей состоит в деятельности: 1) самосохранения жизни собственного индивида, 2) размножения жизни и 3) сохранения и размножения жизни вида. Тогда невольно является вопрос: если всё это только сохранения или размножения жизнисредства ее сохранения и размножения.... Сохранения и размножения жизни не есть еще жизнь или цель. Жизнь, стало быть, есть нечто другое, и целей жизни, и смысла жизни надо искать не в сохранении и размножении, а в том, что мы сохраняем и размножаем.... Что же такое это «нечто», которое мы стремимся сохранить и размножить?» (АТБ).

2 Зачеркнуто:

3 Зач.: по кот. свойственно работать

4 Зач.: глубин

5 со

6 Слова, взятые Толстым в скобки, вписаны на полях страницы в виде сноски к предшествующему им слову.

7 Зачеркнуто: Законъ, направленiе путь жизни

8 Зач.:

9 В подлиннике: никого

Раздел сайта: