609. М. Г. Савиной.
1886 г. Декабря 22—31? Москва.
Посылаю вамъ, Марья Гавриловна, свою пьесу.1 Очень желалъ бы, чтобъ она вамъ понравилась. Боюсь, что она покажется петербургской публике и вамъ слишкомъ грубою. Четвертый актъ съ того места, где отчеркнуто краснымъ карандашомъ, много2 ò найдетъ нужнымъ театральная цензура изменить, чтобы смягчить, я на все согласенъ, если такiя измененiя будутъ одобрены А. А. Потехинымъ,3 которому я вполне доверяю. Роль ваша мне представляется — Марина. Желаю быть вамъ полезнымъ и прiятнымъ.
Вашъ Л. Толстой.
Примечания
Печатается по копии, хранящейся в AЧ. Впервые опубликовано в «Ежегоднике императорских театров. Сезон 1895—1896 гг.» Спб. 1897, стр. 139—142. Датируется на основании письма М. Г. Савиной от 20 декабря 1886 г., на которое отвечает Толстой. В письме этом читаем: «Многоуважаемый Лев Николаевич, кн. Д. Д. Оболенский сообщил мне Ваше согласие на мою просьбу. Благодарю Вас искренно и прошу как можно скорее выслать мне через князя рукопись драмы. Я буду как нельзя более счастлива дать ее в мой бенефис, если в ней есть роль подходящая к моим средствам и Вы пожелаете доверить ее моему исполнению. Все хлопоты в цензуре и театрально-литературном комитете беру на себя. Глубоко уважающая Вас М. Савина» (АТБ).
— 9 сентября 1915 г.) род. в Каменец-Подольске. Отец ее Гавриил Николаевич Подраменцев (1831—1903); мать — Марья Петровна Стремлянова (ум. 1917). В первом браке (с 1870 г.) замужем за провинциальным актером Н. Н. Савиным (1840—1906); во втором — за Н. Н. Всеволожским (1846—1896); и в третьем за А. Е. Молчановым (1856—1921). Свою сценическую деятельность начала еще девятилетней девочкой в Одессе, где отец ее по профессии учитель, увлекшись сценой, поступил под фамилией Стремлянова в одесскую драматическую труппу Фолетти. В августе 1869 г. она получила приглашение в Минскую драматическую труппу и с тех пор играла в целом ряде провинциальных городов. В 1874 г., будучи в Петербурге, М. Г. Савина играла в спектакле в Благородном собрании роль Елены в «Блуждающих огнях» А. Р. Антропова. Своей игрой она произвела большое впечатление на публику и бывших в спектакле представителей дирекции императорских театров, после чего ей и было предложено дебютировать на сцене Александрийского театра. Первое ее выступление состоялось 9 апреля 1874 г. в роли Нади в «Воспитаннице» А. Н. Островского. Дебют был более чем удачный, и она была принята в труппу. С первых же шагов на сцене Александринского театра она быстро выдвинулась, заняв одно из первых мест среди актеров того времени. Все лучшие роли постепенно перешли к ней. Репертуар ее в те годы был чрезвычайно пестрый: от легких водевильных ролей, до ролей чисто трагических. Выпадали сезоны, когда ей на долю приходилось около пятнадцати новых ролей.
В конце 1886 г. М. Г. Савина обратилась к Толстому с просьбой разрешить к постановке в ее бенефис «Власть тьмы». Получив разрешение Толстого, М. Г. Савина, очевидно, в начале 1887 г. приезжала лично к Толстому в Москву для переговоров по поводу постановки драмы (об этом см. А. К. Черткова, «Воспоминания», ТТ, 2, стр. 108—111). Однако в то время цензура не разрешила к постановке «Власть тьмы», и желание М. Г. Савиной осуществилось лишь значительно позднее. Впервые в Александринском театре «Власть тьмы» была поставлена 18 октября 1895 г. М. Г. Савина играла роль Акулины.
О своей жизни и первых шагах на сцене М. Г. Савина написала воспоминания: «Горести и скитания. Записки. 1854—1877». AcademiА. Л. 1927. О М. Г. Савиной см. также: «Ежегодник императорских театров. Сезон 1895—1896». Спб. 1897, стр. 139—142.
1 «Власть тьмы».
2 «мною изменен», так как четвертый акт, начиная с ХІІІ-го явления, был написан заново. Вызвано это было желанием смягчить картину убийства ребенка, которую некоторые находили грубой и нехудожественной. Новый текст Толстого был напечатан в виде варианта конца ІV-го действия.
3 —1908) — писатель славянофильского направления. Писал повести и романы из провинциальной и народной жизни; помимо этого им написано также несколько драм, пользовавшихся в те годы большим успехом. В 1880-х гг. был заведующим репертуарной частью императорских театров в Петербурге. Толстой в письме к Н. Н. Страхову от 22 апреля 1877 г. писал по поводу повести А. А. Потехина «На миру» («Вестник Европы» 1877, 4): «Потехина повесть хороша» («Переписка Толстого с русскими писателями» ТТ, 2, 1925, стр. 33).