Толстой Л. Н. - Кавелину К. Д., июль (август) ? 1882 г.

117. К. Д. Кавелину.

1882 г. Июльавгуст? Я. П.

Многоуважаемый Константинъ Дмитрiевичъ!

1 Извините меня, пожалуйста, что я и потомъ промешкалъ ответомъ. Признаюсь ответъ затруднялъ меня. Нетъ для меня ничего на свете мучительнее, какъ разногласiе въ мненiяхъ; и последнее время я пришелъ къ убежденiю, что разногласiя въ сужденiяхь2 — нетъ и не бываетъ, а бываетъ только разногласiе въ желанiяхъ, пристрастiяхъ, привычкахъ. Сколько я знаю васъ и могу судить по вашему письму, вы любите истинную истину и ищете ее для себя; про себя я знаю, что я въ томъ же положенiи. Истину же я не могу иначе мыслить, какъ единою. Какже мы можемъ съ вами быть несогласны и спорить. Это можетъ случиться только въ томъ случае, что или кто нибудь изъ насъ не будетъ желать видеть истины (и въ этомъ случае никакiя доказательства убедить не могутъ) или, что истинъ две (и въ такомъ случае опять убежденiя не нужны).

Разногласiе бываетъ только тогда, когда человекъ не соглашается, потому что защищаетъ не мысль, а3 свое положенiе, или потому что ему очень дороги те ходы мысли, которыми онъ долго ходилъ и которые онъ усвоилъ и полюбилъ. Я надеюсь не погрешить ни въ томъ, ни въ другомъ: защищать мне нечего, пот[ому] ч[то] мое положенiе мне до глубины души вместе со мною — отвратительно; а излюбленныхъ, целой жизнью выработанныхъ ходовъ мысли у меня тоже нетъ, Я вижу истину въ старомъ, всемъ известномъ христiанскомъ объясненiи смысла жизни, какъ я его понимаю, но держусь этаго объясненiя не потому, что оно сошло съ неба, а потому, что оно безъ всякаго сравненiя разумнее и яснее всехъ техъ, которыя я знаю. Такъ что, если завтра кто нибудь дастъ мне объясненiе более разумное, я тотчасъ же съ восторгомъ отброшу то, которое имею, и приму новое. — И потому мне очень интересно знать те выводы, къ которымъ вы пришли, и то, чтò вамъ показалось невернымъ и ошибочнымъ въ моей статье.4

Статьи моей у меня теперь одинъ экземпляръ, который жена не отдаетъ мне, и я не могу послать ее вамъ. Какъ бы хорошо было, если бы вы проездомъ назадъ изъ деревни заехали ко мне. Я виноватъ и не виноватъ передъ вами. Тогда въ П[етер]б[ур]ге я ужасно желалъ видеться съ вами у Стасюлевича,5 но не прiехалъ, пот[ому] ч[то] такъ растрепался нервами, что помню решилъ, что не способенъ къ беседе съ вами. Такъ вы не помня зла, если бы заехали ко мне, сделали бы мне большое удовольствiе. А можетъ быть въ Москве, если вы мне напишете где и когда вы будете. —

Можетъ быть до свиданiя.

Искренно уважающiй васъ

Адресъ мой: Тула.

Телеграфировать: Козловка — Засека.

Туда бы я выслалъ экипажъ. Отъ меня 3 версты.

Примечания

«статье» (очевидно, речь идет об «Исповеди», напечатанной в майской книжке «Русской мысли» за 1882 г. и вырезанной цензурой, но однако получившей в то время широкое распространение) и указания адреса: Тула. Несомненно письмо написано было летом, когда Толстые жили в Ясной поляне.

Константин Дмитриевич Кавелин (р. 4 ноября 1818 г. — ум. 3 мая 1885 г.) — ученый и публицист. Происходил из дворянской семьи. До 1835 г. воспитывался дома под руководством гувернеров и учителей. (В 1834 г. одним из учителей его был В. Г. Белинский.) В 1835 г. Кавелин поступил на философский факультет Московского университета, а в ноябре того же года перешел на юридический (где читали лекции только что вернувшиеся из-за границы молодые профессора Крылов, Редкин, Крюков и др.). В 1839 г. окончил курс, получив золотую медаль за сочинение: «О римском владении». В мае 1844 г. назначен и. д. адъюнкта по кафедре истории русского законодательства в Московском университете. Однако весной 1848 г., вследствие резких столкновений его с проф. Крыловым, Кавелину пришлось оставить университет. Переехав в Петербург, поступил сначала в министерство внутренних дел — в хозяйственный департамент, затем (в 1850 г.) перешел начальником учебного отделения в штаб военно-учебных заведений, а в 1853 г. — начальником отделения канцелярии комитета министров. В середине 1850-х годов принимал близкое (хотя и неофициальное) участие в проведении так называемых «великих реформ». В 1857 г. получил кафедру гражданского права в Петербургском университете; одновременно преподавал правоведение (до 1858 г.) наследнику Николаю Александровичу. В конце 1861 г. после студенческих волнений в Петербургском университете, вместе с А. Н. Пыпиным, М. М. Стасюлевичем, Утиным и др. оставил университет. В начале 1862 г. командирован за границу для изучения положения западно-европейских университетов. Командировка длилась до ноября 1864 г. С сентября 1878 г. получил кафедру гражданского права в военно-юридической академии. В 1883 г. — президент вольно-экономического общества. — Научно-литературная деятельность К. Д. Кавелина обнимает собой целый ряд областей знания. Благодаря своим выдающимся дарованиям, Кавелин приобрел известность как историк, цивилист, этнограф и философ. — Свою литературную деятельность К. Д. Кавелин начал с 1841 г. Писал по самым различным вопросам литературы и науки. Сотрудничал во многих журналах: «Современнике», «Отечественных записках», «Вестнике Европы», «Северном вестнике», «Журнале министерства юстиции» и др. Подробную библиографию о нем см. Д. Д. Языков, «Учено-литературная деятельность К. Д. Кавелина» — «Вестник Европы», 1885, 6.

С Толстым К. Д. Кавелин познакомился в апреле 1856 г. Толстой ездил к Кавелину по делу об освобождении крестьян. Об этом Толстой в Дневнике от 23 апреля 1856 г. записывает: «Вечер у Кавелина. Прелестный ум и натура. Вопрос о крепостных уясняется. Приехал от него веселый, надежный, счастливый. Поеду в деревню с готовым, писанным проектом». И 24 апреля 1856 г.: «Набросал проекты и конспекты. Слушая прелестный проект Кавелина».

Письмо К. Д. Кавелина, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Павловск, город Петербургской губ., в двадцати пяти верстах от Петербурга, с которым соединен Царскосельской железной дорогой.

2 Слово написано поверх зачеркнутого мненiяхъ

3 Слово а написано поверх зачеркнутого или

4 «Исповедь» (1879—1880).

5

Раздел сайта: