Толстой Л. Н. - Давыдову Н. В., 10 ноября 1883 г.

169. Н. В. Давыдову.

1883 г. Ноября 10. Я. П.

Николай Васильевичъ!

и она осталась брюхатая одна съ 8-ю ртами. Я уверенъ, что если можно выпустить его до суда на поруки, вы сделаете. — Жалею, что не успелъ повидать васъ проездомъ.

Примечания

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Впервые опубликовано в ТП 2, стр. 32. Датируется на основании упоминания о нем в письме Толстого к С. А. Толстой от 10 ноября 1883 г. (см. т. 83, № 244), где Лев Николаевич писал: «приехала ко мне баба, — брюхата на сносе, и 4 детей маленьких, Старуха свекровь и молодайка, деверная невестка. Было два мужика; в одну неделю посадили ее мужа в острог зa драку, от которой произошла смерть, а деверя отдали в солдаты, и остались одни. Написал Давыдову письмо, нельзя ли хоть выпустить на поруки».

— ум. 26 августа 1920 г.) — юрист и общественный деятель. Окончил Московский университет; с 1870 г. — мировой посредник Моршанского у., Тамбовской г.; с 1875 г. — прокурор Плоцкого окружного суда; с 1878 г. — прокурор Тульского окружного суда; с 1893 г. — председатель Тульского окружного суда; с 1897 г. по 1908 г. председатель Московского окружного суда. С 1900 г. — приват-доцент Московского университета (где в 1903—1911 гг. вел самостоятельный курс уголовного процесса). В 1908—1912 гг. — председатель правления Университета им. А. Л. Шанявского. С 1908 г. — преподаватель Московского коммерческого института. С 1911 г. — присяжный поверенный округа московской судебной палаты. Помимо этого Н. В. Давыдов принимал деятельное участие во многих общественных организациях: был председателем суда чести при Обществе деятелей периодической печати; товарищем председателя Юридического общества при Московском университете; товарищем председателя Московского общества мира; а с 1911 г. председателем Московского Толстовского общества. Писал по юридическим и общественным вопросам. Помещал свои статьи (под псевдонимами: Н. Василич, Н-В, Заурядный обыватель) в «Научном слове», «Московском еженедельнике», «Русских ведомостях», «Праве» и др. — С Толстым познакомился в 1878 г. через П. Ф. Самарина, в дороге, когда Толстой возвращался из имения Самариных («Молоденки» Епифанского у.), где он гостил. С тех пор Н. В. Давыдов бывал часто в Ясной поляне, поддерживая до конца жизни Толстого тесные сношения с ним. Толстой, пользуясь расположением к нему Давыдова, часто обращался к последнему по делам обращавшихся к нему самому за помощью лиц.

О том, как подействовало на Давыдова общение его с Толстым, мы читаем в его воспоминаниях: «Хотя внешне, да и в более важном, — в отношении уклада и условий жизни, жизнь моя не изменилась после знакомства со Львом Николаевичем, и я остался в среде судебного ведомства, а позднее взял на себя преподавание в университете науки «уголовного процесса», хотя я не вышел из обычных рамок и обстановки общественного и домашнего обихода жизни горожанина нашего времени, обладающего некоторым достатком, с привычками так называемого «культурного» человека, остался другом театра, к которому был близок с юных лет, но в образе мыслей, в вопросах веры, во взглядах на жизнь, на отношения к людям, я почти незаметно для себя подчинился во многом влиянию Льва Николаевича» (Н. В. Давыдов, «Из прошлого», I, изд. 2, М. 1914, стр. 211).

«Власть тьмы», «Плоды просвещения» и «Живой тpyп». Рассказом же Давыдова Толстой воспользовался и при описании дела Масловой в «Воскресении». См. Н. В. Давыдов, «Откуда Лев Николаевич почерпнул сюжет драмы «Власть тьмы» — ТЕ, 1012, стр. 48—50; Н. В. Давыдов, «Из прошлого», I, М. 1914, стр. 211—317.

О Н. В. Давыдове см.: В. Булгаков, «Памяти Давыдова» — «Истинная свобода» 1920, 6, стр. 19—21; А. Кизеветтер, «Памяти ушедших. Н. В. Давыдов». — «Голос минувшего» 1922, 2 (октябрь), стр. 217—219.