Толстой Л. Н. - Ге Н. Н. (отцу), 2-3 марта 1884 г.

202. Н. Н. Ге (отцу).

1884 г. Марта 23? Москва.

Дорогой Николай Николаевичъ.

Очень порадовали меня своимъ письмомъ. Мы живемъ по старому, съ тою только разницею, что у меня нетъ такой пристальной работы, к[акая] была при васъ1 и отъ этаго я спокойнее переношу ту нелепую жизнь, к[оторая] идетъ вокругъ меня. Я занятъ другимъ деломъ,2 о к[оторомъ] скажу после, — такимъ, к[оторое] не требуетъ такого напряженiя. Книгу мою, вместо того, чтобы сжечь,3 4 вашемъ слышалъ только отъ однаго прiезжаго изъ Пет[ербурга], что онъ стоить въ особой комнате съ портретомъ Майкова Крамского,5 и что двери въ эту комнату закрыты и многiе не заходятъ туда. Сужденiй никакихъ еще не слыхалъ. —

Нарисованное вами6 мне понятно. Правда, что, фигурно говоря, мы переживаемъ не перiодъ проповеди Христа, не перiодъ воскресенiя, a перiодъ распинанiя. Ни за что не поверю, что онъ воскресъ въ теле, но никогда не потеряю веры, что онъ воскреснетъ въ своемъ ученiи. Смерть есть рожденiе, и мы дожили до смерти ученiя,7 — при дверяхъ. Душевный приветъ Анне Петровне8 отъ меня и всехъ нашихъ. Редко приходится писать эти слова такъ правдиво. Поцелуйте отъ меня вашу внучку.9

Вашъ Л. Толстой.

Экземпляръ пришлю вамъ какъ только освободится. Напишите какъ переслать.

Примечания

—60. Датируется на основании пометки карандашом рукой не Толстого: «6 марта 1884». Эти и другие пометки, поставленные на письмах Толстого к Н. Н. Ге (отцу), судя по письму от 30 апреля 1884 г. (см. прим. к п. № 215), надо полагать означают дату получения письма. Дату написания мы определяем отчислением трех — четырех дней, взяв за основание время от написания до получения письма адресатом, по письму № 215 и предполагая возможность колебания в доставке и получении письма в один — два дня.

Николай Николаевич Ге (р. 15 февраля 1831 г. — ум. 2 июня 1894 г.) — художник. Воспитывался в Киевской гимназии, по окончании которой поступил сначала в Киевский, а затем в Петербургский университет; на второй год оставил университет и перешел в Академию художеств (1850 г.). За картину «Волшебница андорская вызывает тень Самуила для царя Саула» получил золотую медаль и был послан за границу, где пробыл с 1857 г. по 1863 г. По возвращении в Россию выставил первую картину «Тайная вечеря». За нею последовал ряд картин из евангельской жизни. В 1870 году написал три картины исторического содержания, сразу доставивших ему широкую известность: «Петр Великий и царевич Алексей», «Екатерина II у гроба Елизаветы» и «Пушкин в Михайловском». В 1882 г., прочитав статью Толстого «О переписи» и найдя в ней много близких и дорогих ему мыслей, отправился к Толстому в Москву, чтобы «обнять этого великого человека и работать ему». Так состоялось их знакомство, имевшее для обоих громадное значение. Н. Н. Ге очень скоро стал пламенным почитателем и последователем религиозных взглядов Толстого, изменивших как его жизнь, так и характер его художественного творчества. Стремление к физическому труду и общему опрощению жизни было характерно для Н. Н. Ге того периода. Содержание его картин того времени взято — из жизни Христа. Из них наиболее известны: «Распятие», «Что есть истина?», «Выход с тайной вечери», «Совесть». Толстой высоко ценил Ге и как художника, и как человека, своего друга и единомышленника. Он как-то сказал о Н. Н. Ге: «Если меня нет в комнате, то Николай Николаевич может вам ответить: он скажет то же, что я». Н. Н. Ге часто бывал у Толстых и в Москве и в Ясной поляне. Подробнее о нем см.: В. В. Стасов, «Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка» изд. «Посредника», М. 1904; П. И. Бирюков, «Биография Л. Н. Толстого»; «Письма Н. Н. Ге» — «Письма Толстого и к Толстому. Труды публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина», М. 1928, стр. 33—55; «Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка», со вступительной статьей С. П. Яремича: «Знакомство Н. Н. Ге с Л. Н. Толстым», изд. «Academia», М.—Л. 1930.

Н. Н. Ге иллюстрировал рассказ Толстого: «Чем люди живы». Иллюстрации с текстом Толстого изданы М. Пановым в виде альбома: «Чем люди живы» Л. Н. Толстого с рисунками Н. Н. Ге», М. 1886.

Письмо Ге, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 «В чем моя вера».

2 Толстой занят был чтением и переводом китайских философов: Лаотзе, Конфуция и др. Здесь у него впервые возникла мысль о создании «Круга чтения» из мыслей мудрецов всего мира. В Дневнике его 1884 г. от 15 марта читаем: «Надо себе составить «Круг чтения»: Эпиктет, Марк Аврелий, Лао-тсе, Будда, Паскаль, Евангелие. Это и для всех бы нужно. Это не молитва, а причащение».

3 «В чем моя вера». См. прим. 1 к письму № 199.

4 Портрет Толстого за работой, который Н. Н. Ге написал в свой приезд к Толстым в Москве в январе 1884 г. Был экспонирован на XII выставке Передвижников 1883—1884 гг. Впоследствии приобретен П. М. Третьяковым. Н. Н. Ге сделал с портрета ряд повторений (принадлежат: ИЛ, ГТМ, Б. А. Кособрюхову и С. А. Стахович).

5 Иван Николаевич Крамской (1837—1887) — художник, известный портретист, один из основателей «Товарищества передвижных выставок картин». Написал портрет Толстого в 1873 году для Третьяковской галлереи. Об этом см. Б, II. Портрет поэта А. Н. Майкова его работы, выставленный на XII выставке Передвижников, находился рядом с портретом Толстого работы Н. Н. Ге.

6 «Распятие». Об этом он писал Толстому 28 февраля того же года: «Сочинил две картины.... такие, что и вы одобрили бы. Одна страшная: «Казнь Христа на кресте», другая — начало, предчувствие наступающего страдания. Ничего другого не могу ни чувствовать, ни понимать». (В. В. Стасов, «Н. Н. Ге», Изд. «Посредник», М. 1904.)

7 Зачеркнуто: его

8 —1891) — жена Н. Н. Ге, рожденная Забелло.

9 Прасковья Николаевна Ге (р. 19 октября 1878 г.) — дочь Н. Н. Ге сына и его жены Агафьи Игнатьевны. В дальнейшем ее Толстой называет «Парасей».

Раздел сайта: