Толстой Л. Н. - Ге Н. Н. (отцу), 30 апреля 1884 г.

215. Н. Н. Ге (отцу)

1884 г. Апреля 30. Москва.

Дорогой и милый другъ Николай Николаевичъ!

1 Потомъ ходилъ за нимъ къ П[етру] Н[иколаевичу],2 не засталъ дома, потомъ онъ былъ у насъ и я просилъ его, и онъ обещалъ прислать; и вотъ нынче утромъ его знакомая Жуковская3 принесла его мне. И я сейчасъ его прочелъ. Вы видали меня въ минуты унынiя и грусти. Въ сто разъ, въ 1000 разъ больше грусти готовъ пережить за такiя минуты невыразимой радости, которую я испыталъ, узнавъ по этому письму вашего Николая. Я не то что согласенъ съ каждымъ его словомъ, чувствомъ и мыслью. Но это все какъ будто мои слова, чувства и мысли. Меня поразило даже то, что некоторыя мысли те самыя, к[оторыя] я выразилъ въ моемъ последнемъ писанiи, к[отораго] онъ не читалъ. Потому это мне такъ кажется, что это мысли и чувства не мои и не его, а общи всемъ людямъ ищущимъ Бога. Но я радовался и тому, что эти мысли и чувства освещаются имъ съ новой стороны, для меня новой, но родной и тоже какъ будто моей. — Покуда я живъ, не перестану смотреть на него съ особенными чувствами замиранiя сердца и любви, какъ смотрятъ на любимаго человека, поднявшагося на колокольню, чтобъ поставить крестъ. Страхъ и за то, что онъ оборвется и убьется, и за то, что заробеетъ, и за то, что не сделаетъ нужнаго намъ всемъ дела. Помогай ему Богъ. — Онъ пишетъ хорошо. Я очень желаю прочесть его сочиненiе по уголовному праву.4 Онъ ясенъ, образенъ и, главное, простъ, наивенъ. Разумеется, я не говорю это за темъ, чтобы онъ избралъ ремесло писателя — избави Богъ. Писать, т. е. передавать людямъ ту истину, к[оторую] знаешь, не можетъ быть ремесломъ — это дело другаго порядка. Но я говорю это за темъ, чтобы сказать ему, что онъ умеетъ передавать свои мысли.

ò вы делаете, мой дорогой другъ? Какъ и какая идетъ ваша работа? Чтò делаетъ Зоя Григорьевна?5 Передайте мой приветъ Анне Петровне и благодарность за то, что она родила и воспитала такаго мне друга и брата, какъ Ник[олая] Ник[олаевича] младшаго. —

Съ Петр[омъ] Ник[олаевичемъ] мы одинъ разъ виделись хорошо и поговорили, а другой разъ что то не вышло общенiя. Побываю у нихъ. —

Л. Толстой.

—65. На письме пометка карандашом рукой не Толстого: «3 мая 1884 г.». Мы же датируем его «30 апреля 1884 г.» на основании следующих соображений. В Дневнике Толстого 1884 г. 30 апреля есть запись: «Утром барышня от Ге принесла письмо молодого Николая к брату. Письмо удивительное. Это счастье большое для меня». В вышенапечатанном письме также говорится о том, что от Ге «нынче утром его знакомая Жуковская» принесла письмо Николая Ге к его брату. Ясно, что и то, и другое написаны в одно и то же время, а именно, 30 апреля 1884 г.

1 Письмо Николая Николаевича, старшего сына Н. Н. Ге (о Н. Н. Ге-сыне см. прим. к письму № 302) своему брату Петру Николаевичу, который и показал его Толстому. Вот что писал о нем Толстой В. Г. Черткову 2 мая 1884 г.: «Радость у меня была за это время одна большая, это письмо сына Ге к своему брату, который мне его сообщил. Это человек совершенно той же веры, как мы — и человек верующий, т. е. исполняющий. Он кончает курс в Киевском университете, бросает диплом, будущую службу и учится ремеслу, чтобы кормиться. Прекрасное письмо. Я покажу вам, когда увидимся» (AЧ).

2 Петр Николаевич Ге (186?—192?), второй сын Н. Н. Ге, впоследствии мировой судья, художественный критик, соиздатель и сотрудник «Жизни».

3 Личность Жуковской редакции выяснить не удалось.

4

5 Зоя Григорьевна Рубан-Ге (р. 1861 г.) — племянница Н. Н. Ге (отца), дочь его брата Григория Николаевича Ге. О ней см. в прим. к письмам Толстого к ней, т. 72.

Раздел сайта: