Толстой Л. Н. - Алехину М. В., 2 апреля 1892 г.

230. М. В. Алехину.

1892 г. Апреля 2. Москва.

Спасибо, дорогой Митр[офан] Вас[ильевич], за ваше письмо. А я виноват перед вами — не писал давно. С одной стороны, надеялся скоро сам приехать (теперь мы решили ехать в половине святой),1 с другой — потерял курс дела и знаю, что всё без меня пойдет, как и идет — всё так же.

Еще мешает суета: пожертвования, письма, посетители, иностранцы. Пожертвования всё прибывают. Теперь более 30 тыс[яч]. Из них мы 5 послали в Самару, и надо послать еще, так как там Лева и Бирюков всё распространяются. Здесь впечатление насчет голода получается такое: что как будто сделано уже слишком много и что всего — и денег, и хлеба так много, что девать некуда и что мы все такие благодетели, что на нас только надо умиляться. Но вместе с тем есть и то сознание, что мы много должны народу и что несколькими вагонами пшена не расчесться. Вообще же есть, или мне кажется, что есть, в обществе сознание греха и неправильности нашей жизни. И это сознание не в одной России, а везде. Вчера читал книгу француза Вагнера — Jeunesse2 (она имеет успех), проповедующего молодежи чистоту половую, физический труд, труд земледельческий и евангельскую мораль. Всё это мелко, но дорого направление и то, что то, что вызывало бы одни насмешки 10 лет назад, вызывает сочувствие.

Чистяков не дождался моей 8-й главы.3 Всё не могу кончить, как хочется, а между тем думается, что такие вещи бывают нужны во-время и — каюсь — хочется поскорее отделаться. Здесь видаюсь с Поповым, Хохловым, Дунаевым. Вчера он получил письмо от Алмазова, у к[оторого] жил Рощин,4 что к ним приехали жандармы и увезли Рощина в острог. За что? — за принадлежность к толстовской вере. Еще новость: Тихомиров5 (Аркадий Вас[ильевич]6 знает его) вследствие того, что Антоний архимандрит и ректор Троицкой академии напечатал в журнале Грота религиозно-либеральную статью и был у меня,7 поколебался в вере в православие. — «Что ж, говорит, если опоры церкви так непрочны, на что же опереться? Придется — с выражением отчаяния — опереться на разум и совесть». — Передайте мою любовь всем нашим друзьям-сотрудникам, Капит[ону] Алексеевичу],8 Арк[адию], Ал[ексею] Вас[ильевичам],9 Новоселову, Леонтьеву, Скорох[одову],10 Елен[е]11 и Вере Мих[айловнам],12 Тушину,13 Соковниной.14 Она, мне говорили, едет в Козловку. Это хорошо. Наши всем кланяются. Маша уехала к сыну Илье, а Таня хворает. Нат[алье] Ник[олаевне],15 16 б[ыл] нездоров, теперь поправился, и что ее все здесь любят и помнят.

Любящий вас Л. Т.

Примечания

Печатается по копии T. Л. Толстой из AЧ. Подлинник разрушился от продолжительного лежания в земле, вместе с многими другими письмами Толстого к М. В. Алехину, зарытыми в ожидании обыска полиции. Дата копии.

1 «Святая», т. е. пасхальная неделя, в 1892 г. начиналась 5 апреля. Толстой вернулся с М. Л. Толстой в Бегичевку на следующей неделе — в ночь с 13 на 14 апреля.

2 Книга парижского пастора Вагнера: Wagner С., «Jeunesse», Paris 1891.

3 См. прим. 1 к письму № 217.

4 Сергей Иванович Рощин, участник нескольких земледельческих общин.

5 —1923), публицист, вначале революционер, редактор «Земли и воли», «Народной воли», член Исполнительного комитета «Народной воли». С 1888 г. резко переменил свои взгляды, перейдя в лагерь реакционеров и монархистов; сотрудничал в «Московских ведомостях» и «Русском обозрении».

6 А. В. Алехин.

7 Статья Антония Храповицкого: Архимандрит Антоний, «Как относится служение общественному благу к заботе о спасении своей собственной души» — «Вопросы философии и психологии» 1892, кн. 12, март, стр. 64—90, начинающаяся с «Письма в редакцию», помеченного «19 января 1892 г.». 15 марта Антоний посетил Толстого в Хамовническом доме и беседовал с ним.

8 Высотский.

9 Братья Алехины.

10 —1924), участник интеллигентских земледельческих общин. См. о нем в т. 71. В Бегичевку к Толстому Скороходов приехал 27 февраля 1892 г. и занимался преимущественно кормлением крестьянских лошадей, живя в Лучках, Ефремовского уезда.

11 Е. М. Персидская.

12 В. М. Величкина.

13 Владимир Николаевич Тушин (р. 1861), сын помещика Изюмского уезда Харьковской губ. Работал с Толстым на голоде с 24 февраля до мая 1892 г., заведуя столовыми в деревне Рожня, в Данковском уезде.

14 Любовь Николаевна Соковнина. Сведений о ней нет.

15

16 Николай Алексеевич Философов (ум. 1895), художник, инспектор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, отец H. Н. Философовой и жены И. Л. Толстого С. Н. Толстой.

Раздел сайта: