Толстой Л. Н. - Рахманову В. В., 20 октября 1892 г.

357. В. В. Рахманову.

1892 г. Октября 20. Я. П.

Большое спасибо вам, дорогой Владимир Васильевич, что написали. Ваше письмо облегчило то чувство раскаяния, кот[орое] оставалось во мне после нашего последнего свиданья.

Я слышал про вас, что вы поступили в Крапивну на холеру,1 и всё хотел узнать вернее. Хотя я и жалею, что вы далеко от нас и не удастся скоро личным свиданьем сгладить то нелюбовное мое отношение к вам из-за самого постыдного раздражения, вызванного тщеславием или гордостью, я рад за вас, что вы на месте. Но где вы, в городе или в деревне, где строитесь? Желал бы, чтоб было второе. Не помню, говорил ли я вам о письме, которое я написал Прокопенко в ответ на его письмо, в к[отором] речь шла в неопределенных выражениях о живом и воскресшем Христе.2 В ответ на мое письмо я получил от него самое радостное, доброе письмо, в к[отором] он пишет, что или я не так понял его, или он не точно выразился; но что он согласен со мною и хотел сначала возражать, но потом во имя любви решил, что лучше не отвечать. Так что искренний обмен мыслей здесь был очень радостен и привел к большему сближению. Надеюсь, что то же будет и с Новос[еловым] и Алех[иным].

Вы правы, что до тех пор, пока отношение к вопросам жизни не изменяется, до тех пор искание и парение мистическое безвредно, а до сих пор я в этих друзьях наших вижу самое строгое отношение к себе. — Недавно Митр[офан] Ал[ехин] и Бодянский были арестованы и этапом пересланы один в Полтаву, другой в Харьков. Бод[янский] ссылается на 5 лет в Закавказье.

3Я всё продолжаю свою работу и не окончил еще. Как здоровье О[льги] А[ндреевны]?4 Передайте ей мой привет.

Нынче получил известие, что одна молод[ая] женщина, поехавшая в голодные тифозные места ходить за больными, безнадежна. Так телеграфирует Бирюков: безнадежна, ждем конца. — Ну, пока прощайте.

Искренно любящий вас

Л. Толстой.

Примечания

Впервые опубликовано с датой «октябрь 1892 г.» в журнале «Минувшие годы» 1908, ХІІ, стр. 305—306. Дата определяется упоминанием о полученной в этом день телеграмме о безнадежном состоянии М. П. Берс.

1 Рахманов работал летом 1892 г. в качестве врача на эпидемии холеры в Крапивенском уезде. Свое письмо к Толстому от 14 октября он писал уже по возвращении в Лукояновский уезд.

2 См. письма №№ 328 и 345.

3

4 О. А. Сытинская, жена Рахманова.