Толстой Л. Н. - Морозову А. В., 1 августа 1899 г.

155. А. В. Морозову.

1899 г. Августа 1. Я. П.

1 Авг. 99.

Ясная Поляна.

Милостивый Государь

Алексей Викуловичъ,

На письмо мое о помощи Духоборамъ вы отвечали добрыми словами о томъ, что рады будете случаю оказать помощь по моей просьбе нуждающимся въ такой помощи, если только она не будетъ несогласна съ вашими взглядами.1

Я получилъ чрезвычайно трогательное и правдивое письмо отъ одной несчастной девушки, поставленной въ необходимость существовать отвратительнымъ для нея занятiемъ, акомпаньяторшей скрипача въ доме терпимости.2 Не можете ли вы дать ей такое место, работая на которомъ, она могла бы существовать, избавившись отъ своего ужаснаго занятiя, очевидно, жестоко мучающаго ее.

Вполне уверенъ, что исполненiе моей просьбы (если она для васъ возможна) будетъ для васъ прiятно, и потому не благодарю васъ.

Съ совершеннымъ уваженiемъ остаюсь готовый къ услугамъ

Левъ Толстой.

Адресъ девушки: 3

Примечания

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Дата проставлена рукой О. К. Толстой. Публикуется впервые.

Алексей Викулович Морозов (р. 1857 г.) — крупный капиталист, коллекционер, собиравший исключительные по ценности коллекции икон и русского фарфора, ныне научный сотрудник Государственного музея фарфора, созданного на основе его собраний. См. письма 1898 г., т. 71.

1 23 сентября 1898 г. Морозов писал Толстому: «Я очень жалею несчастных духоборов, как всех страждущих, но не могу поддержать их своим пожертвованием, как духоборов, т. е. как людей, проводящих в жизнь такие учения, смысл, значение и благо которых мне неясны. Помощь духоборам смутила бы мою душу. Отказываясь от исполнения тяжелой государственной повинности, они, по моему мнению, не отдают кесарево кесарю и других вместо себя заставляют носить эту тяготу [...] Пока еще существует бремя военной службы, я не нахожу поступки духоборов справедливыми. Я буду очень счастлив, если Вы вспомните обо мне в других случаях, когда бы я, не смущаясь, мог оказать помощь страждущим». См. письма 1898 г., т. 71.

2

3

Морозов ответил 25 августа 1899 г.: «Милостивый государь Лев Николаевич, благодарю Вас за память обо мне и за то, что Вы дали мне возможность сделать доброе дело. Участие в судьбе несчастной девушки нетолько не противоречило моим взглядам, но доставило мне много светлых и отрадных впечатлений. Я искренно и с удовольствием хлопотал о том, чтобы моя помощь не была лицемерной, а действительно могла бы ободрить и успокоить ее настрадавшуюся душу. Мне приятно написать Вам теперь, что я нашел для нее такое занятие, которое при честном заработке даст ей возможность отдохнуть физически и нравственно, в чем она очень нуждается».

Раздел сайта: