Толстой Л. Н. - Духоборам, переселившимся в Канаду

202. Духоборам, переселившимся в Канаду.

1899 г. Ноября 6. Я. П.

Дорогiе братья,

Посылаю вамъ собранныя деньги. Я полагаю, что хорошо бы было считать эти деньги, также какъ и другiя средства, которыя вы получаете отъ добрыхъ людей и отъ работающихъ братьевъ, общимъ достоянiемъ и не делить по душамъ, а давать больше темъ, у кого больше нужда. Ваши старички,1 вместе съ вашими друзьями, помогутъ вамъ распределять.

Слышалъ я, что вы много перенесли нужды и теперь страдаете. Помоги вамъ Богъ перенести посылаемое вамъ испытанiе въ томъ же христiанскомъ духе покорности воле Бога, смиренiя и братолюбiя, въ которомъ вы жили на Кавказе, показывая людямъ примеръ христiанской жизни. Все мiрскiя дела, и радости, и горести, и богатство, и нищета, проходятъ, не оставляя следа, только дела наши, добрыя или злыя, оставляютъ вечный следъ и въ мiре, помогая или препятствуя установленiю царства Божiя, и въ нашей душе, приближая или удаляя ее отъ Бога. Спаси васъ Богъ за ваше добро. Любящiй васъ братъ.

Л. Толстой.

6 Ноября.

Примечания

Печатается по автографу, находящемуся в архиве В. Д. Бонч-Бруевича (по описи № 8879). Впервые опубликовано в журнале «Свободная мысль» 1900, 9, стр. 137.

за «Воскресение», частью из пожертвований. См. письма №№ 177, 181, 185, 198, 199 и 201. К этому времени Толстой получил много писем с сообщениями о нужде духоборов и об отрицательных явлениях их жизни на новых местах. Последнему обстоятельству Толстой посвятил свое обширное письмо к духоборам от 15 февраля 1900 г. Теперь же, не касаясь прямо этого вопроса, Толстой послал духоборам несколько ободряющих и предостерегающих слов. Письмо было отправлено в адрес В. Д. Бонч-Бруевича, который в копиях разослал письмо по духоборческим селениям. См. письмо № 201.

1 Объяснение термина «старички» заимствуем из книги В. Д. Бонч-Бруевича «Духоборцы в канадских прериях», П. 1918, стр. 58—59: «Старичком может быть всякий, кто женат, живет своей семьей, при чем даже совсем молодые женатые парни могут быть уполномачиваемы обществом в весьма ответственных делах. Полномочия обыкновенно гармонируют с тем умом, опытом и сметливостью, которые уже проявил хотя бы и молодой духоборческий «старичок» [...] С другой стороны, старики, вышедшие из возраста общественной деятельности, т. е. перевалившие 60—65 лет, обыкновенно уже не выбираются на общественные должности, так как они уже «пожили», «поработали», «им пора на покой», «их нечего тревожить», говорили мне про них духоборцы».

Раздел сайта: