Толстой Л. Н. - Власову А. В., 18 февраля 1900 г.

247. А. В. Власову.

1900 г. Февраля 18. Москва.

Любезный братъ Андрей Васильевич,

Очень радъ былъ получить ваше письмо. Напрасно вашъ сынъ думаетъ, что нельзя понять того, чтò вы пишете.1 Я все понимаю и со всемъ согласенъ, и очень желалъ бы, чтобы ученые люди также ясно и понятно писали.

Особенно мне дорого въ вашемъ разсужденiи то, что вы понимаете, что и евангелiе надо читать съ выборомъ, а не все подъ рядъ считать произведенiемъ святаго духа.

Въ самомъ евангелiи сказано о томъ, что буква мертва, а духъ живитъ.2 Дорого мне въ вашемъ разсужденiи то, что вы ставите во главу всего то, чтò и должно стоять во главе всего: а именно, разумъ человеческiй, который старше всехъ книгъ и библiй, отъ котораго и произошли все библiи, безъ котораго ничего понять нельзя, и который данъ каждому изъ насъ не черезъ Моисея, или Христа, или апостоловъ, или черезъ церковь, а прямо данъ отъ Бога каждому изъ насъ, и одинаковый всемъ. И потому ошибка можетъ быть во всемъ, но только не въ разуме. И разойтись люди могутъ только тогда, когда они будутъ верить разнымъ преданiямъ человеческимъ, а не единому, у всехъ одинаковому и всемъ непосредственно отъ Бога данному разуму.

Все идолопоклонники и лжеучители всегда проповедуютъ то, что надо не верить разуму, потому что онъ будто бы у каждаго особенный и приведетъ къ разногласiю, а надо верить всемъ тому, чему они учатъ (одинъ одному, другой другому, христiанинъ, магометанинъ, будистъ и все ихъ секты). Но эта ложь и есть та самая хула на св[ятаго] духа, которая хуже всякихъ другихъ хуленiй. Ложныя разсужденiя, те самыя, который развели въ мiре ложные учителя, приведутъ къ разногласiю и раздору, а разумъ, если онъ не извращенъ, не можетъ привести къ разногласiю, п[отому] ч[то] какъ у всехъ людей тело одинакое — у всехъ руки, ноги, уши, глаза — такъ и разумъ у всехъ одинъ, и только одинъ разумъ всехъ соединяетъ Какъ только речь пойдетъ о томъ, какъ креститься, двумя или тремя перстами, или о томъ, переходитъ ли хлебъ и вино въ кровь и тело, или это только должно твориться въ воспоминанье, или о томъ, происходитъ ли св[ятой] духъ отъ отца и сына, или отъ однаго отца, или о томъ, былъ ли Христосъ богъ или человекъ, или о томъ, есть ли богъ личное существо или безличное, такъ люди разделяются и спорятъ и даже ненавидятъ другъ друга за то, что одни не верятъ также, какъ и другiе. Но если мы будемъ держаться только того, чтò согласно съ разумомъ каждаго человека, а именно то, что пришли мы въ этотъ мiръ не по своей воле и не по своей воле уйдемъ изъ него, а по чьей то высшей воле, и что по этому и жить намъ надо въ этомъ мiре по той воле, которая привела насъ въ мiръ и выведетъ изъ него. Воля же эта, какъ намъ говоритъ разумъ, въ томъ, чтобы мы любили другъ друга и поступали съ другими такъ, какъ хотимъ, чтобы другiе поступали съ нами. Разумъ всехъ говоритъ, что если бы все жили такъ, то жизнь всехъ была бы самая хорошая. И потому если бы все держались только этаго, то не было бы разногласiя въ верахъ, a все бы были согласны. И потому всякiй человекъ для своего блага и для блага людей долженъ стараться разрушать все разныя ложныя веры3

Прежде всего надо верить въ разумъ, а потомъ уже отбирать изъ писанiй и еврейскихъ, и христiанскихъ, и магометанскихъ, и будистскихъ, и китайскихъ, и светскихъ современныхъ все, чтò согласно съ разумомъ, и откидывать все, чтò не согласно съ нимъ.

Я очень радуюсь тому, что вы также понимаете. Помоги вамъ Богъ продолжать такъ исповедывать и такъ жить.

Посылаю вамъ то, чтò считаю возможнымъ послать,4 и желаю вамъ душевной твердости, спокойствiя и радости въ истине. Пишите мне.

Левъ Толстой.

18 февр. 1900.

Примечания

Печатается по автографу, хранящемуся в AЧ. Впервые опубликовано в «Новом сборнике писем Л. Н. Толстого», изд. «Окто», М. 1912, № 118.

— самобытный старик-сектант, вступивший в письменное общение с Толстым с октября 1899 г. См. письмо № 193.

Ответ на пространное письмо Власова от 7 февраля 1900 г., посвященное вопросу брака, труда и пр. Власов старался основывать свои положения не на текстах священного писания, а на доводах разума. Он писал в конце письма: «Я только основываюсь начистомъ уме и здравомъ разуми. Ачто писано в Евангелiяхъ то я половину непринимаю называю плевели и каждому говорю что богъ двухъ личной или двухъ-язычной небываитъ расъ сказалъ неубей А другой расъ говоритъ убей то эта уже говоритъ небогъ, у бога нетъ перемены и тени словъ».

1 Власов писал Толстому 7 февраля: «Да еще спрошу васъ Л. Н. пописму у меня можетъ быть ошибко потому что я граматики незнаю. Я разумомъ думаю такъ ана бумаги у меня можетъ выдти совсемъ другое. Апочему я думаю такъ мне много расъ говорилъ сынъ мой онъ служитъ въ благовещенскимъ Ламбарде, говорилъ что старикъ мой напишатъ нечемъ нелзя отделить отъ 10 летняго малчика, и дествитильно что я учился за полтора руб. Асигнацами аненасеребра вы хорошо знайти деревенскую науку прочиталъ 20 расъ псалтирь и доволно. вотъ поэтому я и прошу васъ въ чемъ ошибка то укажити».

2 По «Евангелию» Иоанна, VI, 63.

3 Вместо следующих пяти слов первоначально было написано:

4

В ответном письме от 23 марта Власов писал: «Любезный братъ Левъ Николаевичъ. Писмо Ваше я получилъ. И то что вы послали для моей необходимости благо вамъ будитъ отъ того, отъ ково вы получили жизнь и разумъ. Идля чего получили то и делаете. Помоги вамъ богъ продолжать такъ: и сказать, что я есть и былъ и буду т. е. жизнь смертью незаменяется: многiе мне говорили и говорятъ, что некто болши такъ не понимаетъ какъ я и тебе нетъ братьевъ навсей земле. Но я всемъ отвечалъ и отвечаю, что христосъ братъ мне по плоти и по вере. А сколко еще у меня братьевъ повери которыхъ тоже вы поэтому незнаете. Я говорю всемъ безстесненiя, да ивы тоже мне братья мы все одного отца бога который произвелъ насъ отъ одной крови и всемъ намъ далъ одно, разумъ и веру [...] Благо вамъ будитъ Л. Н. что вы мне еще болши отъ крили святу [истину?]».

Раздел сайта: