247. А. В. Власову.
1900 г. Февраля 18. Москва.
Любезный братъ Андрей Васильевич,
Очень радъ былъ получить ваше письмо. Напрасно вашъ сынъ думаетъ, что нельзя понять того, чтò вы пишете.1 Я все понимаю и со всемъ согласенъ, и очень желалъ бы, чтобы ученые люди также ясно и понятно писали.
Особенно мне дорого въ вашемъ разсужденiи то, что вы понимаете, что и евангелiе надо читать съ выборомъ, а не все подъ рядъ считать произведенiемъ святаго духа.
Въ самомъ евангелiи сказано о томъ, что буква мертва, а духъ живитъ.2 Дорого мне въ вашемъ разсужденiи то, что вы ставите во главу всего то, чтò и должно стоять во главе всего: а именно, разумъ человеческiй, который старше всехъ книгъ и библiй, отъ котораго и произошли все библiи, безъ котораго ничего понять нельзя, и который данъ каждому изъ насъ не черезъ Моисея, или Христа, или апостоловъ, или черезъ церковь, а прямо данъ отъ Бога каждому изъ насъ, и одинаковый всемъ. И потому ошибка можетъ быть во всемъ, но только не въ разуме. И разойтись люди могутъ только тогда, когда они будутъ верить разнымъ преданiямъ человеческимъ, а не единому, у всехъ одинаковому и всемъ непосредственно отъ Бога данному разуму.
Все идолопоклонники и лжеучители всегда проповедуютъ то, что надо не верить разуму, потому что онъ будто бы у каждаго особенный и приведетъ къ разногласiю, а надо верить всемъ тому, чему они учатъ (одинъ одному, другой другому, христiанинъ, магометанинъ, будистъ и все ихъ секты). Но эта ложь и есть та самая хула на св[ятаго] духа, которая хуже всякихъ другихъ хуленiй. Ложныя разсужденiя, те самыя, который развели въ мiре ложные учителя, приведутъ къ разногласiю и раздору, а разумъ, если онъ не извращенъ, не можетъ привести къ разногласiю, п[отому] ч[то] какъ у всехъ людей тело одинакое — у всехъ руки, ноги, уши, глаза — такъ и разумъ у всехъ одинъ, и только одинъ разумъ всехъ соединяетъ Какъ только речь пойдетъ о томъ, какъ креститься, двумя или тремя перстами, или о томъ, переходитъ ли хлебъ и вино въ кровь и тело, или это только должно твориться въ воспоминанье, или о томъ, происходитъ ли св[ятой] духъ отъ отца и сына, или отъ однаго отца, или о томъ, былъ ли Христосъ богъ или человекъ, или о томъ, есть ли богъ личное существо или безличное, такъ люди разделяются и спорятъ и даже ненавидятъ другъ друга за то, что одни не верятъ также, какъ и другiе. Но если мы будемъ держаться только того, чтò согласно съ разумомъ каждаго человека, а именно то, что пришли мы въ этотъ мiръ не по своей воле и не по своей воле уйдемъ изъ него, а по чьей то высшей воле, и что по этому и жить намъ надо въ этомъ мiре по той воле, которая привела насъ въ мiръ и выведетъ изъ него. Воля же эта, какъ намъ говоритъ разумъ, въ томъ, чтобы мы любили другъ друга и поступали съ другими такъ, какъ хотимъ, чтобы другiе поступали съ нами. Разумъ всехъ говоритъ, что если бы все жили такъ, то жизнь всехъ была бы самая хорошая. И потому если бы все держались только этаго, то не было бы разногласiя въ верахъ, a все бы были согласны. И потому всякiй человекъ для своего блага и для блага людей долженъ стараться разрушать все разныя ложныя веры3
Прежде всего надо верить въ разумъ, а потомъ уже отбирать изъ писанiй и еврейскихъ, и христiанскихъ, и магометанскихъ, и будистскихъ, и китайскихъ, и светскихъ современныхъ все, чтò согласно съ разумомъ, и откидывать все, чтò не согласно съ нимъ.
Я очень радуюсь тому, что вы также понимаете. Помоги вамъ Богъ продолжать такъ исповедывать и такъ жить.
Посылаю вамъ то, чтò считаю возможнымъ послать,4 и желаю вамъ душевной твердости, спокойствiя и радости въ истине. Пишите мне.
Левъ Толстой.
18 февр. 1900.
Примечания
Печатается по автографу, хранящемуся в AЧ. Впервые опубликовано в «Новом сборнике писем Л. Н. Толстого», изд. «Окто», М. 1912, № 118.
— самобытный старик-сектант, вступивший в письменное общение с Толстым с октября 1899 г. См. письмо № 193.
Ответ на пространное письмо Власова от 7 февраля 1900 г., посвященное вопросу брака, труда и пр. Власов старался основывать свои положения не на текстах священного писания, а на доводах разума. Он писал в конце письма: «Я только основываюсь начистомъ уме и здравомъ разуми. Ачто писано в Евангелiяхъ то я половину непринимаю называю плевели и каждому говорю что богъ двухъ личной или двухъ-язычной небываитъ расъ сказалъ неубей А другой расъ говоритъ убей то эта уже говоритъ небогъ, у бога нетъ перемены и тени словъ».
1 Власов писал Толстому 7 февраля: «Да еще спрошу васъ Л. Н. пописму у меня можетъ быть ошибко потому что я граматики незнаю. Я разумомъ думаю такъ ана бумаги у меня можетъ выдти совсемъ другое. Апочему я думаю такъ мне много расъ говорилъ сынъ мой онъ служитъ въ благовещенскимъ Ламбарде, говорилъ что старикъ мой напишатъ нечемъ нелзя отделить отъ 10 летняго малчика, и дествитильно что я учился за полтора руб. Асигнацами аненасеребра вы хорошо знайти деревенскую науку прочиталъ 20 расъ псалтирь и доволно. вотъ поэтому я и прошу васъ въ чемъ ошибка то укажити».
2 По «Евангелию» Иоанна, VI, 63.
3 Вместо следующих пяти слов первоначально было написано:
4
В ответном письме от 23 марта Власов писал: «Любезный братъ Левъ Николаевичъ. Писмо Ваше я получилъ. И то что вы послали для моей необходимости благо вамъ будитъ отъ того, отъ ково вы получили жизнь и разумъ. Идля чего получили то и делаете. Помоги вамъ богъ продолжать такъ: и сказать, что я есть и былъ и буду т. е. жизнь смертью незаменяется: многiе мне говорили и говорятъ, что некто болши такъ не понимаетъ какъ я и тебе нетъ братьевъ навсей земле. Но я всемъ отвечалъ и отвечаю, что христосъ братъ мне по плоти и по вере. А сколко еще у меня братьевъ повери которыхъ тоже вы поэтому незнаете. Я говорю всемъ безстесненiя, да ивы тоже мне братья мы все одного отца бога который произвелъ насъ отъ одной крови и всемъ намъ далъ одно, разумъ и веру [...] Благо вамъ будитъ Л. Н. что вы мне еще болши отъ крили святу [истину?]».