Толстой Л. Н. - Духоборам, переселившимся в Канаду, 7 (19) марта 1900 г.

257. Духоборам, переселившимся в Канаду.

1900 г. Марта 7/19. Москва.

Письмо къ Духоборамъ, переселившимся въ Канаду.

Любезные братья и сестры,

Ради Бога, любезные братья и сестры, не делайте этого. Не потому не делайте этого, что это можетъ быть опасно, и что, надеясь на лучшее, вы можете попасть въ худшее положенiе, но потому, что такой поступокъ былъ бы неправеденъ передъ Богомъ и недобросовестенъ передъ людьми.

Если бы вы теперь уехали въ Калифорнiю, вы бы обманули всехъ друзей, которые помогали вамъ, лишились бы уваженiя всехъ добрыхъ людей и отреклись бы самымъ явнымъ образомъ отъ правды Божiей, того самаго, во имя чего вы уехали изъ Россiи. Если вы хотели жить нечестно, для наживы, то незачемъ было и уезжать изъ Россiи.

Любезные братья и сестры, не делайте этого. Если же это неправда, и друзья мне напрасно писали, то простите меня въ томъ, что упрекаю васъ за то, чего вы и не хотели делать. Ужъ очень мне больно, зная про васъ столько хорошаго, слышать про васъ дурное.

Простите.

Левъ Толстой.

19/7 Марта 1900.

Примечания

Печатается по автографу, хранящемуся в AЧ. Публикуется впервые.

дал проживавший в Калифорнии русский эмигрант, журналист П. А. Тверской (П. А. Деменс, см. о нем письмо № 107). Тверской доказывал, что климат Канады, соответствующий климату суровой части Восточной Сибири, будет гибельным для кавказских духоборов. Условия их жизни в Канаде, по его мнению, усложнены общей колониальной политикой, обрекавшей переселенцев на кабальную зависимость от капиталистических организаций, в первую очередь от влиятельной Канадской Тихо-Океанской железной дороги (Canadian Pacific R. R.). Поселение в Канаде Тверской считал роковой опрометчивостью, полагая, что уход на новые места, в теплый климат, в новые условия жизни — всё это было в Калифорнии — спасет духоборов от гибели. Непосредственные сношения Тверского с духоборами начались перепиской его с поселившимся в Канаде A. М. Бодянским. На предложение Тверского о немедленном переселении Бодянский сообщил ему, что осенью и зимой осуществить это невозможно, и что лучшим выходом для них будет отправка отдельных духоборов в Калифорнию на заработки, чтò положит начало будущему переселению.

в Калифорнии до 28 января, осмотрели все районы. Выбор остановился на долине р. Мак-Клоуд, принадлежавшей крупной лесообрабатывающей компании того же названия, которая, принимая духоборов на работу за плату не менее двух долларов в день, соглашалась выделить им на льготных условиях (два с половиной доллара за акр) под пахоту лесные участки и обеспечивала долгосрочный кредит. В первый год Компания готова была перевести сто семейств, потом четыреста — пятьсот. По возвращении Бодянского в Канаду организовалась первая группа в двадцать пять человек (семнадцать духоборов и восемь сектантов Харьковской губернии), в начале апреля отправившаяся в Калифорнию на заработки. На границе она была задержана канадскими властями, и их въезд в САСШ был опротестован на том основании, что духоборы были якобы законтрактованы фирмой Мак Клоуд и по существующим законам не имели права въезда в Соединенные штаты. Вопрос разбирался с участием адвокатов больше месяца и разрешился аннулированием запрещения. В это время было получено в Канаде комментируемое письмо Толстого от 7 марта 1900 г. Оно было написано по совету В. Г. Черткова, сообщавшего Толстому 9 марта н. ст. 1900 г.: «Прекрасное ваше письмо к духоборам [от 15/27 февраля 1900 г.] пересылаю им. У них затеялась очень глупая и скверная штука: они соблазнились на обещания всевозможных мирских благ в Калифорнии, где воображают, что могут легко нажиться, и некоторые из них соблазняют других переселиться туда. Эта погоня за наживой ни к чему доброму не может их привести и является торжеством самых низменных инстинктов. К сожалению, Бодянский, со свойственною ему бестактностью (при всех его прекрасных качествах) много намутил в этом отношении и вызвал всё это брожение. Хорошо было бы, если бы им приписали несколько строк в продолжение к вашему письму, советуя им оставаться спокойно на месте и от добра лучшего не искать». Друзья духоборов возражали против переселения главным образом потому, что в Калифорнии земли пахотной было мало, и им пришлось бы заниматься долгие годы корчевкой первобытных лесов и притом в гористой местности. Кроме того, в Калифорнии, входящей в САСШ, все граждане подлежали закону общей воинской повинности, незадолго до того введенной, чего старались избегнуть духоборы, покидая Россию; Канада же в этом отношении представляла счастливое исключение. Письмо было отправлено Толстым Черткову в Англию, там было размножено и разослано по духоборческим поселениям. Бодянский писал Толстому 29 апреля н. ст. 1900 г.: «2 апреля семнадцать человек духоборцев и восемь харьковцев отправились в Калифорнию на заработки. По проискам канадского правительства их задержали на границе на том основании, будто они едут законтрактованными. А они ехали, действительно, имея в виду определенный заработок, но многие из них хотели также найти более подходящее место для поселения. Прошел месяц, и они всё еще дожидаются на границе окончания своего дела. По поводу их поездки меня, как инициатора, вызывало здешнее начальство в Виннипег, допрашивало и очень на меня сердилось. В то время было получено в Виннипеге Ваше письмо «против поездки», и я, чувствуя всю его нравственную тяжесть (как ваше письмо), поехал с ним на границу к задержанным, в сопровождении правительственного чиновника. Я сам вызвался поехать, чтобы прочесть задержанным ваше письмо и уговорить их возвратиться, но мне не поверили и послали правительственного чиновника для контроля. Я прочел задержанным письмо Ваше и уговаривал возвратиться. Они долго рассуждали, испытывая то же нравственное насилие, которое испытывал и я с тех пор, как прочел Ваше письмо. Наконец, пришли к такому заключению. Если им возвратиться назад, то они окажутся прямыми обманщиками тех, кому обещали приехать и ввели через это в расходы; если же поедут в Калифорнию, то вызовут недовольство против себя тех, которые им помогали и теперь претендуют на признательность. Но они не могут признать основательность такого недовольства. В Калифорнию они едут не для наживы; они все люди неимущие, а неимущего, пока он таков, нельзя упрекать в стремлении к наживе, руководствуясь даже тем, что они ищут большего заработка. Только имущему человеку можно сказать, что он ищет наживы, а неимущему сказать этого нельзя. В Калифорнию большинство из них едут для того, чтобы сократить для себя тот тяжелый период, когда они принуждены для хозяйственного обзаведения искать сторонних заработков, которые здесь бывают очень мучительны и бесплодны [...] Другие поехали, чтобы найти более подходящее место для хозяйственных занятий при безубойном питании, наконец, третьи, харьковцы, просто потому, что сибирские морозы Канады и обилие комаров летом им не нравятся. Всё это, однако, далеко не то, чтобы они ехали для наживы. Такой ответ получил я от тех, против кого было обращено Ваше письмо (по смыслу которого, раз духоборец едет в Калифорнию, то уж для наживы), и я должен сказать, что этот ответ очень меня облегчил. Всё бы ничего, да беда в том, что письмо Ваше канадское правительство поспешило разослать во множестве экземпляров по духоборческим селам, и, насколько я знаю, оно вызвало со стороны многих духоборцев тяжелое осуждение тех, которые поехали, осуждение неосмысленное и незаслуженное, исключительно вызванное нравственным давлением Вашего письма. Простите, но мне кажется, что Вы сделали ошибку, послав это письмо, да еще циркулярным способом. Я решился написать Вам всё это в той надежде, что Вы поверите, что у меня нет намерения даже упрекнуть Вас в кажущейся мне Вашей ошибке, а есть только желание поделиться с Вами по-братски своим пониманием».

«Многоуважающий Лев Неколаевич, получив Ваши оба письма, за которые сердечно Вас благодарим, надо Вам сказать то, что таковы письма нам очинь радосно слышеть, но страно слышеть те письма, в которых хвалют и возвышают. Это потому, что мы еще не достигли до того, как рисует она с картино [?]. Отнасительно христианской жизни — кой где по селам не жевут общиными, т. е. работая каждой для себя, но одно можно Вас уверять то, что духаборцы не когда не бросали и не бросют друг друга. Кромя того, о духоборцах можно написать порядочно, в один прикрасный день, хорошого и плохого. Если суруезно всмотрится, они кажутся как малое дети. Все ошебаются и все зазноют [?] свое не хорошие сляды, старайсь стримясь к совершенству. Относительно переселения в Калифорнию в нас не было речи. Это было так: Тверской пригласил нас поехать посмотрить Калифорнию. В этом я чувствую себя большем виновником пред богом и людьми. Мне кажется то, что если бы мы не ездили, то и не выходило бы много переговоров в народе, но мы первые начинчики [зачинщики] этого греха. Англия, Америка, — они всё знают наперед, потому и начали пичатать журналы о переселении в Калифорнию, а переселения же на самом деле почти и тени не было. Хотя сейчас и поехали в Калифорнию 17 чел., но они, стремясь на работу, так как там более предлагают платить рабочему, чем в Канаде, за то и были задержаны на границе. Может быть, не будет здесь выходить хлеб от мороза, то тогда, может быть, некоторые и переселются в Калифорнию, а сейчас нет».

Под влиянием письма Толстого пять духоборов вернулись с границы. Позднее отправились в Калифорнию на заработки новые партии, и в 1900 г. работало там сто четыре человека. В следующем сезоне компания Мак-Клоуд отказалась взять духоборов в виду опубликования канадскими духоборами анархических деклараций. Впоследствии выселилось в Калифорнию только пять семейств. Иллюстрацией отношения Толстого к переселению духоборов в Калифорнию и к участию в этом деле П. А. Тверского может служить заметка в его Дневнике (запись от 13 марта 1900 г., сделанная после двухмесячного перерыва): «За это время [...] плутни Тверского, чтобы выманить духоборов». В письме к Толстому от 28 января н. ст. 1900 г. (получено в Москве 7 февраля) Тверской подробно описал все те преимущества, которые, по его мнению, получали духоборы в Калифорнии, и резко нападал на Бодянского за его нерешительность в этом вопросе. Письмо Тверского оставлено Толстым без ответа. Сношениям с духоборами Тверской посвятил свои книги «Духоборческая эпопея» (Спб. 1900) и «Новые главы духоборческой эпопеи» (Спб. 1901). В этих книгах он дал совершенно неверные сведения о духоборах и допустил резкие выпады против некоторых лиц, принимавших участие в их переселении. Изданы книги чиновником особых поручений при обер-прокуроре синода Победоносцеве В. М. Скворцовым. «Миссионерское обозрение» рассылало эти книги бесплатно по сектантам, желая скомпрометировать как самих духоборов, так и тех, кто заботился о них. Деятельность Тверского встретила протест в обществе и в печати. Ответ Тверского напечатан в «Вестнике Европы» 1900, V. В следующем номере ответил ему «письмом в редакцию» А. Сакмаров (А. М. Хирьяков). Подробно освещен был вопрос в статье В. Д. Бонч-Бруевича «Ответ Тверскому», напечатанной в журнале «Мир божий» 1900, VIII (статья была вырезана цензурой; копии находятся в архиве автора и в ГТМ). Отдельные сведения даны в статье Влад. Бонч-Бруевича «Второй год жизни духоборцев в Канаде» — «Народное хозяйство» 1901, V, стр. 78, 79, 90, 93. См. также письмо № 107.