Толстой Л. Н. - Влахопулову А. К., 20 июня 1900 г.

316. А. К. Влахопулову.

1900 г. Июня 20. Я. П.

20 Іюня 1900.

Алексей Константиновичъ,

1 я еще не уяснилъ себе своего отношенiя къ церковному ученiю, но, не приписывая ему важности, избегалъ говорить о немъ съ учениками, а читалъ съ ними библейскiя исторiи и евангелiе, обращая преимущественное вниманiе на нравствен[ное] ученiе и отвечая всегда искренно на те вопросы, кот[орые] они задавали мне. Если спрашивали о чудесахъ, я говорилъ, что не верю въ нихъ. Теперь же, много перемучившись въ исканiи правды и руководства въ жизни, я пришелъ къ тому убежденiю, что наше церковное ученiе есть безсовестнейшая и вреднейшая ложь, и преподаванiе его детямъ величайшее преступленiе.

Сказать ребенку, кот[орый] у меня, стараго человека, ищетъ помощи и указанiя о томъ, какъ ему понимать свою жизнь, источникъ ея и отношенiе свое къ этому источнику и къ мiру, — что Богъ сотворилъ 6000 летъ тому назадъ въ шесть дней мiръ и Адама и потомъ отдыхалъ, и что Адамъ согрешилъ, и, чтобы поправить дело, надо было сына бога послать въ мiръ, чтобъ его убили, и все те ужасныя кощунственныя утвержденiя церкви, кот[орыя] разрушаютъ окончательно въ ребенке всякую возможность представленiя о Боге — духе любви, источнике жизни, и внушаютъ ему ужасныя понятiя мести, искупленiя, награды, казни, невозможности своими силами совершенствоваться... и все другiя церковныя лжи, какъ бы нарочно придуманныя для развращенiя чистаго детскаго ума и сердца, сказать это просящему истины ребенку есть ужаснейшее, хуже физическаго растленiя, преступленiе.

считающихъ эту ложь святыней, но, какъ и прежде, хотя и избегалъ бы прямыхъ разговоровъ объ этомъ, всякiй разъ, когда бы дети обращались ко мне съ вопросами, отвечалъ бы имъ вполне правдиво все то, чтò я думаю объ этихъ предметахъ; такъ я поступаю теперь съ взрослыми и детьми. Истина есть высшая святыня. И нигде такъ не преступно2 нарушенiе этой святыни, какъ при воспитанiи. «Богу надо служить въ духе и истине».3 «Я есмь путь, истина и жизнь».4

ò я могу ответить на вашъ вопросъ: Считайте своей священной обязанностью, избегая какого либо религiознаго наученiя, отвечать всегда всю правду на религiозные вопросы учениковъ. Если же у васъ нетъ еще ясныхъ ответовъ на ихъ вопросы, то постарайтесь выработать ихъ сначала для себя, а потомъ и для нихъ. Если же не знаете, то скажите, что не знаете. И этотъ ответъ будетъ нетолько плодотворнее, чемъ ответъ, почерпнутый изъ катихизиса. Но ответъ: не знаю, будетъ святъ, п[отому] ч[то] правда, ответъ же изъ катехизиса будетъ преступленiе, п[отому] ч[то] будетъ произведенiемъ отца лжи (по слову евангелiя).5

Желаю вамъ всего хорошаго.

Примечания

Печатается по автографу, хранящемуся в AЧ. Впервые опубликовано без обращения и указания фамилии адресата, под заглавием «Письмо к деятелю по народной школе», в периодическом обозрении «Свободное слово», Christchurch, 1902, 3, стлб. 4—5.

Алексей Константинович Влахопулов, житель Лохвицкого у. Полтавской губ., гласный земства, одно время заступавший место предводителя дворянства, народник по убеждению, с 1892 г. отошел от общественной деятельности, поселился в своей деревне и, «окончательно подпав под влияние народной души — неиссякаемого источника всякой правды», устроил там бесплатную библиотеку и земскую школу, приняв на себя обязанности народного учителя. Его религиозные взгляды совпадали с православием, но он считал, что недостойное духовенство потеряло «преемственную благодать». Влахопулова волновал вопрос о религиозном воспитании детей в школе; — может ли он, не внося лжи, умалчивать перед учениками, что таинство священства, «составляющее суть религиозной помощи для их родителей», «утрачено через личное недостоинство священствующих». Он писал Толстому 8 июня 1900 г.: «У Вас, граф Лев Николаевич, есть обширный школьный опыт. Вы придаете огромное значение религиозным вопросам и в жизни и в школе, и никто, может быть, не думал об этих вопросах так много и с таким смирением, как Вы, а потому я решился обратиться к Вам за указанием о том, как Вы лично ставили религиозное обучение в школе. Решение этого вопроса касается такой важной стороны школьной жизни, что этою его важностью до известной степени оправдывается моя смелость затруднять Вас просьбой почтить меня указаниями и советом. Кончаю письмо с волнением, понятным, когда обращаешься по личному делу к человеку Вашего всемирного значения и почитания». О педагогических занятиях Толстого см. в книгах H. Н. Гусева: «Толстой в молодости», М. 1927, гл. XIV и «Толстой в расцвете художественного гения», М. [1928], гл. IV.

1 —1862 гг. См. H. H. Гусев, «Толстой в молодости», гл. XIV.

2 отступленiе отъ

3 «Евангелие» Иоанна, IV, 24.

4 «Евангелие» Иоанна, XIV, 6.

5 «Евангелие» Иоанна, VIII, 44.