Толстой Л. Н. - Анненковой Л. Ф., 2 августа ? 1900 г.

343. Л. Ф. Анненковой.

1900 г. Августа 2. Я. П.

Простите, дорогая Леонила1 Еоминична, что давно не отвечалъ вамъ и не поблагодарилъ за прекрасныя и, какъ всегда, очень полезныя присланныя вами вещи.2 3 потому что я последнее время хворалъ и нынче еще очень слабъ, главное, согнутое положенiе очень вредно. Все время былъ занять статьею «Рабство нашего времени» и еще заметкой объ убiйстве Гумберта, которыя обе я отослалъ дня три тому назадъ.4 Заглавiе книги, о которой вы меня спрашиваете, следующее: «Vergleichender Uebersicht der vier Evangelien» von S. G. Werus, Leipzig.5 Жалуетесь на одиночество, милая Леон[ила] Еоминична.6 Если и тяжело одиночество, я это опытомъ знаю, то оно насъ невольно пригоняетъ къ Богу и отъ сомнительнаго общества людей приводить къ высшему общенiю, которое только доступно человеку. Вероятно, вы испытывали это. Нелепость и жестокость окружающей насъ жизни и вблизи и вдали часто действуетъ на меня какъ сонный кошмаръ: продажа и покупка моими детьми земли, которая не можетъ быть предметомъ собственности,7 8 и речи Вильгельма9, и весь этотъ бредъ злыхъ сумасшедшихъ, наполняющiй газеты, и хочется проснуться, темъ более, что пробужденiе это, чувствую, уже близко. Прощайте, передайте поклонъ вашему мужу.10

Любящiй васъ Левъ Толстой.

2 Авг. 1900.

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГТМ. Написано рукой А. П. Иванова, подпись и дата собственноручные. Опубликовано в «Ежемесячном журнале», издав. В. Миролюбовым, 1914, 12, стр. 66.

Леонила Фоминишна Анненкова (1845—1914) — курская помещица, единомышленница Толстого. См. письма 1888 г., т. 64, и статью К. С. Шохор-Троцкого «Памяти отошедших друзей» — «Ежемесячный журнал» 1914, 12, стр. 173—175.

1 А. П. Ивановым ошибочно написано: Неонила.

2 Анненкова имела обыкновение присылать Толстому вещи собственной работы. На этот раз она прислала чулки и летнюю шапку.

3 —1912) — переписчик Толстого. См. письма к С. А. Толстой 1883 г., т. 83.

4 Статьи «Рабство нашего времени» и «Не убий» (об убийстве итальянского короля Гумберта) отправлены В. Г. Черткову в Англию для издания в «Свободном слове». См. письмо № 335.

5 Анненкова просила сообщить название книги, о которой она говорила с Толстым при последней их встрече; автор этой книги отрицает реальность личности Христа. См. письмо № 153.

6 Анненкова писала Толстому: «Живу настолько хорошо или дурно, насколько хватает разуменья справляться со всеми трудностями жизни. Бывает легко и радостно, бывает трудно и тяжело; главная тяжесть от духовного и нравственного одиночества».

7 в Самарской губ., некогда приобретенная по семи и тринадцати рублей за десятину, — по семьдесят три рубля за десятину, всего за четыреста пятьдесят тысяч рублей. 12 июля 1900 г. А. Б. Гольденвейзер записал в своем дневнике слова Толстого: «Всегда лежит у меня на совести, что я, желая отказаться от собственности, сделал тогда такие-то акты. Мне теперь смешно думать, что выходит, как будто я хотел хорошо устроить детей. Я им сделал этим величайшее зло. Посмотрите на моего Андрюшу. Ну что он из себя представляет?! Он совершенно не способен что-нибудь делать. И теперь живет на счет народа, который я когда-то ограбил, и они продолжают грабить. Как ужасно мне теперь слушать все эти разговоры, видеть всё это! Это так противоречит моим мыслям, желаниям, всему, чем я живу... Хоть бы они пожалели меня!» («Вблизи Толстого», I. М. 1922, стр. 42—43.) О самарском имении см. письмо № 188.

8 «боксерами», национальным «Обществом большого кулака», ставившим главной задачей освобождение Китая от европейского влияния. В мае 1900 г. начались столкновения боксеров с европейцами, и европейские посольства вызвали в Пекин гарнизон матросов. Посольский квартал был осажден повстанцами. 20 июня китайцами был убит германский посланник Кеттелер за свои издевательства над китайцами, и начался обстрел и захват европейского квартала в Пекине. На выручку европейцам подошли русские и японские войска, и 14 августа под командой известного своей жестокостью ген. Линевича европейцы были освобождены, и террор по отношению к китайцам значительно усилился. Толстой начал писать «Послание китайцам», которое не закончил. В статье «Не убий» (дата: 8 августа 1900) он упомянул «ужасную по своей несправедливости, жестокости и несообразности с проектом мира китайскую бойню».

9 «Не убий»: «Что должно сделаться в голове какого-нибудь Вильгельма германского, ограниченного, мало образованного, тщеславного человека с идеалом немецкого юнкера, когда нет той глупости и гадости, которую бы он сказал, которая бы не встречена была восторженным hoch и как нечто в высшей степени важное не комментировалась бы прессой всего мира. Он скажет, что солдаты должны убивать по его воле даже своих отцов — кричат ура! Он скажет, что евангелие надо вводить железным кулаком — ура! Он скажет, что в Китае войска должны не брать в плен, а всех убивать, и его не сажают в смирительный дом, а кричат ура и плывут в Китай исполнять его предписание». Последняя речь Вильгельма, которую Толстой мог прочитать в газетах (см. «Русские ведомости» 1900, № 206 от 26 июля), была им произнесена в Билефельде, при открытии памятника великому курфюрсту. Он закончил ее так: «Меня не упрекнут, может быть, за то, что я указал Германии путь через море. Я делаю это, чтобы тем запечатлеть славу отечества за его пределами и показать, что рука германского императора простирается к отдаленнейшим странам света. Нашей Германии предстоят великие времена. Я надеюсь, что каждый из моих подданных воодушевлен одним и тем же духом. В таком случае я могу безбоязненно взирать на сгустившиеся над нами тучи и, подобно графу Эбергарду, сказать, что я могу с доверием положить свою голову на колени каждого из вас».

10 Константин Никанорович Анненков (1842—1910) — ученый юрист.