Толстой Л. Н. - Послениченко Ф. К., 30 мая 1899 г.

116. Ф. К. Послениченко.

1899 г. Мая 30. Я. П.

Федоръ Кириловичъ,

Братья ваши, живущiе въ Благовещенске, писали мне о томъ, что вы находитесь въ изгнанiи, и просили меня постараться освободить васъ.

Всей душой сочувствую вамъ и желаю вамъ съ твердостью, смиренiемъ и радостью переносить гоненiе. Какъ ни трудно это, это возможно человеку, духомъ соединяющемуся съ Богомъ. Дай вамъ Богъ такъ переносить гоненiе. Я же съ своей стороны, до сихъ поръ не удостоившiйся гоненiя за истину, буду стараться освободить васъ. Надежды на успехъ мало, такъ какъ власти не любятъ меня, но буду стараться; вы же известите меня письмомъ: Льву Толстому, въ Тулу, о томъ, подъ какимъ предлогомъ вы сосланы, когда и, главное, если можно, кратко и ясно напишите мне, въ чемъ ваша вера.

Братски приветствую васъ.

Левъ Толстой.

30 Мая.

Напишите также, какъ вы теперь живете.

Федор Кириллович Послениченко, по профессии булочник, восемнадцати лет, под влиянием вождя «Старого израиля» П. П. Катасонова, вступил в эту секту, за что был подвергнут строгому преследованию. В 1887 г. был арестован и в ноябре 1888 г. за принадлежностъ к секте «хлыстов», был осужден Новочеркасским окружным судом к ссылке в Елисаветполь, откуда его выслали административным порядком в Джебраил Елисаветпольской губернии. Десять лет спустя, в 1899 г., он подал прошение в сенат, ходатайствуя о разрешении проживать в Елисаветполе или о переводе его из ссыльно-поселенцев в разряд крестьян. Сенат в просьбе отказал, рекомендовав обратиться в министерство юстиций. Толстой узнал о Послениченко через его благовещенских друзей (см. письмо № 117). В ответных письмах Послениченко просил Толстого взять на себя хлопоты по его делу. Он писал 30 июня 1899 г.: «Изливаю пред вами мою Сердечную прозьбу, Если что найдете къ облегченiю моей участи и для утешенiя близкихъ комне ожидающихъ снадеждою видеть меня, то я надеюсь что вы невыпустите извиду. А если ничего не отысчется къ освобожденiю моему, то все покорнейше прошу Вашего Сiятельства уведомить меня. А я готовъ крестъ мой нести доконца отцем назначеннаго. И Если ето Еще неконецъ насталъ къ моему освобожденiю, то живъ 6уду и дождусь его. И не могу я выразить словами мою сердечьную прозьбу, но имею надежду, что тот которому я служу, iесли онъ восхотелъ соделать васъ темже Ангелом который во время оно отвалилъ камень отъ гроба господьняго и сам сиделъ на немъ, то онъ же и передастъ вамъ мое сердечьное желанiе и мою прозьбу, итогда вы ее прочьтете понятьней: въ несчетно разъ какъ она здесь написанна». Об участии Толстого в этом деле сведений не имеется. О «Старом израиле» см. K. Grass, «Die russischen Sekten», I, Juriew, 1913; «Новый израиль». Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. IV. Под редакцией со вступительной статьей и примечаниями Владимира Бонч-Бруевича». Спб. 1911 и «Чемреки. Ответвление Старого израиля». Материалы к истории и изучению религиозно-общественных движений в России. Вып. VII. Под редакцией, со вступительной статьей и примечаниями Владимира Бонч-Бруевича. П. 1916.

Раздел сайта: