Толстой Л. Н. - Наживину И. Ф., 1 ноября 1903 г.

297. И. Ф. Наживину.

1903 г. Ноября 1. Я. П.

Получил ваше письмо, милый Иван Федорович, и прежде получал ваши листки,1 за кот[орые] благодарю. Хорошо то, что вы пишете, о том, как люди начинают быть лишаемы воздуха и солнца,2 испытал его, дает истинное неотъемлемое благо.

Вы спрашиваете, почему невозможно, по моему мнению, исполнение задуманной вами работы? Невозможно написать биографию, историю, жизнь Иисуса п[отому], ч[то] то, что мы знаем из этой жизни, есть самое высокое в духовной области из всего того, что мы можем знать. Его слова, его учение есть то божественное откровение, кот[орое] через него стало нам доступно. Для того, чтобы описать его жизнь, надо объяснить источник, из которого возникло это. Как же я могу сделать это, когда я только еле-еле понимаю то, что он сделал это для меня доступным, открыл мне? Я не только не желал бы прибавить подробности о жизни Христа, но желал бы откинуть те, кот[орые] есть.3 Может быть, вам неясно мое мнение, тогда простите меня. Прощайте, благодарю вас за любовь и братски целую.

Лев Толстой.

1903. 1 ноября.

Печатается по копировальной книге № 5, л. 334. Отрывок опубликован в «Международном толстовском альманахе», М. 1909, стр. 163. Впервые опубликовано полностью в книге И. Ф. Наживина «Из жизни Л. Н. Толстого», М. 1911, стр. 130.

1 И. Ф. Наживин присылал Толстому вырезки из иностранных газет и журналов.

2 «солнце и воздух всё более и более становятся достоянием богачей».

3 Задуманный Наживиным роман «Иисус» написан не был.