Толстой Л. Н. - Веригину П. В., 2 января 1904 г.

3. П. В. Веригину.

1904 г. Января 2. Я. П.

Любезный брат Петр Васильевич,

Получил ваше письмо с чеками и переслал деньги старичкам.1 Меня удивило ваше строгое отношение к ним. Мне кажется, они этого не заслуживают. От Моода2 они получили 500 р. и пишут, что денег им достанет. Вопрос же о паспортах всё еще не решен, хотя обещают их выдать.3

Прилагаю вам письмо Муравьева4 о павловцах,5 сосланных в каторжную работу с семьями, и их письмо к Муравьеву — их защитнику. Это люди глубоко религиозные, пострадавшие за минутное увлечение и до сих пор не только ничего не просившие, но отказывавшиеся от помощи. Теперь, видно, им большая нужа, и я думаю вот что: если ваша община согласится возвратить Мооду присланные им 500 р.,6 то эти деньги я бы послал павловцам. Надеюсь, что община всемирн[ого] братст[ва] не откажет в этом. Ответьте пожалуйста. Сведения, которые я о вас имею через Тана7 и из вашего хорошего письма, радуют меня и всех людей, близких по духу вашей общине. Простите меня, если я, как старый человек, позволю себе дать совет вам и близким вам людям. По всей вероятности, вы сами знаете то, что я скажу вам, но не беда и лишний раз повторить мысль, если она справедлива. Не увлекайтесь, милый друг, матерьяльным успехом общины. Помните, что успех этот основан на том единении, которое возникло из религиозного сознания, соединившего всех. Так что религиозное чувство есть тот основной капитал, из кот[орого], между прочим, возникло и матерьяльное благосостояние, само по себе не только не важное, но часто губительное, уничтожающее тот самый источник, из которого вытекает. «Не радуйтесь тому, что бесы повинуются вам, а ищите каждый из вас того, чтобы имена ваши были записаны на небесах». И потому я думаю, что важнее всего блюсти, оживлять, поддерживать религиозное чувство, которое нужно не для одного матерьяльного благоденствия, а для истинного блага всех. Так что, как ни казалось нелепо движение освобождения животных и райской жизни,8 оно важнее всех паровых молотилок, косилок, жней и т. п., как важнее пар в локомотиве всех вагонов с товарами, кот[орые] к нему прицепят. Если пар без толку выбивался наружу, то дело только в том, чтобы заставить его производительно работать. Так же и [с] той партией райской жизни. В них есть то главное, что дает истинное благо себе и другим, в тех же, которые, презирая их побуждения, устраивают прекрасные полезные машины и в этом видят смысл жизни, нет ничего, кроме верной погибели себе и другим. Я уверен, что вы это знаете и чувствуете и так поступаете, но мне хотелось высказать [это] вам.

Любящий вас брат Лев Толстой.

2 янв. 1904.

Печатается по копировальной книге № 6, лл. 30—31.

Петр Васильевич Веригин (1862—1924) — см. т. 54, прим. 358.

Ответ на письмо Веригина от 1 декабря 1903 г., в котором он описывал жизнь общины духоборов в Канаде, а также осуждал духоборов Фофанова и Щербакова за их чрезмерную торопливость с переселением в Канаду.

1 «Старички» — духоборы О. Ф. Новокшонов, А. А. Фофанов и В. Щербаков. См. письмо № 1.

2 в Якутской области.

3 С просьбой о выдаче Новокшонову, Фофанову и Щербакову заграничных паспортов Толстой обращался к вел. кн. Николаю Михайловичу (см. т. 74), который ходатайствовал об этом перед местным губернатором. Получив отказ от губернатора, Толстой писал главноначальствующему гражданской частью на Кавказе Г. С. Голицыну. См. письмо № 6.

4 Николай Константинович Муравьев (1870—1936), адвокат и общественный деятель (см. т. 74). В 1902 г. выступал одним из защитников по делу павловских крестьян. В письме к Толстому от 28 декабря 1903 г. Муравьев сообщал, что поддерживает переписку с павловцами, писал об их тяжелом материальном положении и спрашивал, есть ли деньги для оказания им помощи.

5 «Павловцы» — крестьяне села Павловки Сумского уезда Харьковской губ. См. тт. 73 и 74.

6 Присланные Моодом духоборам Новокшонову, Фофанову и Щербакову 500 р., вероятно, были выручены от продажи «Воскресения». Духоборы в Канаде в 1904 г. материально не нуждались, и Толстой просил Веригина возвратить эти деньги Мооду для оказания помощи павловцам.

7 —1936), член партии «Народная воля», этнограф, лингвист и писатель, писавший под псевдонимом Н. А. Тан.

— августе 1903 г. Богораз-Тан посетил в Канаде духоборов. В «Русских ведомостях» за 1903 г. (№№ 297, 301, 316, 335, 358) и за 1904 г. (№№ 16, 39, 52, 70, 76, 93, 108, 146, 148, 177, 180, 184) были напечатаны его очерки под заглавием «Духоборы в Канаде», которые, вероятно, имел в виду Толстой, так как лично с Толстым Тан познакомился в начале 1905 г.

8 В 1902 г. группа духоборов «свободников» отказалась принять землю в частную собственность, выпустила скот на свободу, все работы выполняла своими руками.

Раздел сайта: