Толстой Л. Н. - Бирюкову П. И., 3 марта 1906 г.

157. П. И. Бирюкову.

1906 г. Марта 3. Я. П.

Получил сегодня ваше письмо, милый Поша, и посылаю завтра телеграмму1 и это письмо. Вчера я получил письмо от Пругавина с желанием напечатать письмо мое А[лександру] III2 и письмо ко мне Побед[оносцева].3 Я хотел отказать ему, т[ак] к[ак] мне неприятно б[ыло] от себя посылать письмо, да его у меня и нет, но против того, чтоб поместить у вас в статье, я ничего не имею и очень рад хоть этим услужить вам. Победоносцевское же письмо, я думаю, не следует печатать без его разрешения, а надо и можно спросить его об этом. Если он забыл, то можно напомнить ему: письмо от 15 июня 1881 г. (можно и списать его).

О том, как на меня подействовало 1-е марта, не могу ничего сказать определенного, особенного. Но суд над убийцами и готовящаяся казнь произвели на меня одно из самых сильных впечатлений моей жизни. Я не мог перестать думать о них, но не столько о них, сколько о тех, кто готовился участвовать в их убийстве и особенна А[лександре] III. Мне так ясно было, какое радостное чувство он мог испытать, простив их. Я не мог верить, что их казнят, и вместе с тем боялся и мучался за них и за их убийц. Помню, с этой мыслью я после обеда лег внизу на кожаный диван и неожиданно задремал и во сне, в полусне подумал о них, о готовящемся убийстве и почувствовал так ясно, как будто это всё б[ыло] наяву, что не их, а меня казнят, и казнят не Ал[ександр] III с палачами и судьями, а я же и казню их, и я с кошмарным ужасом проснулся. И тут написал письмо. Первое письмо б[ыло] гораздо лучше. Потом я стал переделывать, и стало холоднее. Помню, я тогда прочел уже последнюю версию Бестужеву,4 оружейного завода генералу, и он деловитым тоном объявил, что за такое письмо: «места отдаленные». Судя по тому, как Победон[осцев] относился к Маликову5 и его знакомству с Страховым, я решил послать письмо через него. Он прочел или не прочел письмо и возвратил, кажется, Страхову, и тогда Страхов через Бестужева Констант[ина] профес[сора]6

Не скажу, чтобы это отношение к письму имело влияние на мое отрицат[ельное] отношение к государству и власти. Началось это и установилось в душе давно, при писании «Война и Мир», и было так сильно, что не могло усилиться, а только уяснялось. Когда казнь совершилась, я только получил еще большее отвращение к властям и к Алек[сандру] III.

Пишу вечером, усталый, и потому скверно. Может быть, что-нибудь пригодится. А то можно поправить, что не ладно, если будете печатать. Прощайте, милый друг.

Лев Толстой.

Примечания

«Событие 1 марта и Л. Н. Толстой» — «Голос» 1906, № 1 от 27 апреля. Датируется на основании пометы в инвентарной книге.

Ответ на письмо от 10 марта н. с. 1906 г., в котором Бирюков, сообщая о своем плане опубликовать в журнале «Былое» статью «Событие 1 марта и Л. Н. Толстой», просил разрешения поместить в ней письмо Толстого к Александру III и ответ на это письмо К. П. Победоносцева.

1 Телеграмма неизвестна.

2 Окончательная редакция письма Толстого к Александру III от 8—15 марта 1881 г. неизвестна. Черновую редакцию см. в т. 63, стр. 44—52.

3 Письмо К. П. Победоносцева к Толстому от 15 июня 1881 г. см. т. 63, стр. 58—59.

4 —1910), генерал-лейтенант. В 1876—1889 гг. был начальником оружейного завода в Туле.

5

6 Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829—1897), историк. В 1864—1882 гг. Бестужев преподавал историю великим князьям, в частности будущему царю Александру III и вел. кн. Сергею Александровичу.

Раздел сайта: