Толстой Л. Н. - Дудченко М. С., 25 марта 1908 г.

96. М. С. Дудченко.

1908 г. Марта 25. Я. П.

Ясная Поляна.

Получил ваше письмо, милый Митрофан Семенович, и очень порадовался тому выражению чувств и мыслей, которое нашел в приложенном при нем обращении. Немного мне показались резкими некоторые обращенные к устроителям слова, и поэтому, и не только поэтому, но вообще теперь, уже оказывается излишним это заявление, а чем меньше обращать на себя внимание, тем, естественно, лучше. Я уже писал и в Комитет в Петербург о том, как мне больна эта шумиха, делаемая вокруг меня1 то же самое на днях сделаю и в Москве.2 Ожидаю приезда ко мне, кажется, секретаря или председателя этого Комитета.3 Во всяком случае всё это было мне очень тяжело, и очень трудно было отнестись к этому так, чтобы не ошибиться. Вероятно, я и ошибся, но что же делать.

Очень рад был узнать о вас и о Шеерманах,4 которых я не знаю, но от всей души люблю и уважаю. Дружески жму вам руку.

Лев Толстой.

1908. 25 марта.

Примечания

Подлинник написан на машинке, подпись и дата собственноручные. Продиктовано в фонограф. Впервые опубликовано в ПТС, I, № 263.

О Митрофане Семеновиче Дудченко (1867—1946) см. т. 65, стр. 311.

При письме от 17 марта 1908 г. (почт. шт.) М. С. Дудченко прислал составленное двенадцатью единомышленниками Толстого «обращение» по поводу начавшихся приготовлений к юбилею Толстого. Составители «обращения» возражали, что юбилей устраивали «люди того мира, против которого и направлено слово Льва Толстого». «Обращение» было послано Толстому для одобрения; оно, очевидно, распространения не получило.

1 См. письмо № 60.

2 См. письмо № 99.

3

4 См. письма №№ 101 и 170.