Толстой Л. Н. - Гусеву H. Н., 21 сентября 1909 г.

135. H. H. Гусеву.

1909 г. Сентября 21. Я. П.

Спасибо, милый друг Н[иколай] Н[иколаевич], что пишете не очень редко. По письмам вашим вижу, что вы середка на половин[ку] — не слишком тоскуете и не храбритесь перед нами, выказывая свое настроение лучше, чем оно есть. Я всё надеюсь дожить до вашего возврата и не продолжением моей жизни, а сокращением вашей ссылки. Узнал всю эту отвратительную и глупую клевету о вас о прокламации в банках варенья1 и т. п. Хотят сделать запрос в Думе.2 нас. У Ч[ерткова] было мне оч[ень], оч[ень] хорошо.3 Я всё трачу чернила и бумагу, хотя с большой экономией, но трачу.4 С Ив[аном] Ив[ановичем] издаем копеечные книжечки о религиях.5 Вчера со мной по приезде из Москвы была дурнота, такая же, как когда вы меня подняли.6 Теперь чувствую себя здоровым, но на душе что-то новое, хорошее, далекое от сансары жизни и оч[ень] радостное. Саша оч[ень] хорошо работает с В[арварой] М[ихайловной], помогая мне. Смотрите, пожалуйста, пожалуйста, пишите мне, что вам нужно, и я могу сделать, если и не могу, то сделаю, для вас. Прощайте, целую вас.

Примечания

Впервые опубликовано H. Н. Гусевым в его книге «Из Ясной Поляны в Чердынь», стр. 43—44. Основание датировки: пометка об ответе на конверте письма Гусева.

Ответ на письмо H. Н. Гусева от 31 августа 1909 г. (Письмо было переслано в Крекшино, ответ написан по возвращении в Ясную Поляну.) Гусев подробно писал о жизни в ссылке, о своих наблюдениях, о своем настроении.

1 Толстой имел в виду следующий случай. Однажды, еще в 1908 г., были принесены Гусеву в Ясную Поляну неизвестными лицами несколько экземпляров тульского нелегального издания «Не могу молчать!». Очевидно, в целях конспирации экземпляры были упакованы в банки из-под варенья. Об этом в доме все знали, и возможно, что после высылки Гусева стали ходить слухи, что он рассылал прокламации в банках из-под варенья.

2

3 Толстой уехал из Крекшина 18 сентября. На другой день выехал из Москвы в Ясную Поляну (это было последнее посещение Москвы). По возвращении в Ясную Поляну у Толстого произошел глубокий обморок.

4 Примечание H. H. Гусева к первой публикации: «Здесь Лев Николаевич в шутливом тоне намекает на хорошо известное мне его обыкновение писать статьи и, особенно, письма на неисписанных листках, отрываемых им от получаемых писем».

5 «Посредника»: «Общедоступное изложение жизни и учений мудрецов». Для разработки плана издания И. И. Горбунов-Посадов приезжал в Ясную Поляну.

6 Толстой имел в виду свой обморок, случившийся 2 марта 1908 г. См. H. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», М. 1928, стр. 105.