303. А. М. Завадскому.
1909 г. Ноября 25. Я. П.
Алексей Маркович,
Бог никак не может быть существом. Уж по одному тому, что понятие существа неразрывно связано с понятием отделенности от других существ. Для бога же, включающего в себя «всё», не может быть того, от чего он может быть отделен.
Выражение же: воля бога, столь знакомая нам по евангелию, слова: он хочет, он знает, — указывают только на отношение человека к богу, а не на то, чем мы можем понимать его.
С совершенным уважением Лев Толстой.
Бог не есть понятие, но нечто такое, без чего ничто не может быть, и поэтому знаю про существование бога более несомненно; чем про что бы то ни было. Но, несмотря на такое знание, рассуждать и словами определять бога считаю самым бесполезным и вредным занятием. Я могу сказать, чем, по моему мнению, не может быть бог. Не может он быть, по моему мнению, ни творцом, ни Христом, ни троицей, ни даже существом; считаю, что такое понимание бога было бы для меня кощунством, но оспаривать чужие мнения отказываюсь. Думаю, что мы должны жить богом, его проявлением в нас любви и разума, но не должны и пытаться определять его.
Л. Т.
Примечания
на машинке, датированный 25 ноября экземпляр (приготовленный для подписи подлинник), на котором Толстой собственноручно приписал вторую половину. Подлинник переписан с этого черновика.
Ответ на письмо А. М. Завадского от 23 ноября 1909 г. с рассуждениями по поводу предыдущего письма Толстого к нему (см. № 275). В заключение добавил, что он не смог уяснить себе, как Толстой представляет себе бога: понятием или существом.