Толстой Л. Н. - Стаховичу М. А., 5 февраля 1909 г.

58. М. А. Стаховичу.

1909 г. Февраля 5. Я. П.

5 февраля 1909 г.

Ясная Поляна.

— ваше суждение о рассказе Арцибашева1 «Кровь»; хороши и другие рассказы: «Гололобов», «Смех», «Бунт», если бы не общие недостатки всех новых писателей: небрежность языка и самоуверенность. Но во всяком случае это человек очень талантливый и самобытно мыслящий, хотя великая самоуверенность мешает правильной работе мыслей.

Совсем было забыл самое важное дело. В Харьковской тюрьме заключен некто Александр Михайлович Бодянский, приговоренный на шесть месяцев тюрьмы за распространение моих сочинений. Я его знаю и уважаю, хотя он и не вполне разделяет мои взгляды, а наполовину революционного настроения. Он старый, больной человек и находится в самых тяжелых условиях, которые ухудшились еще вследствие странного общего распоряжения министра внутренних дел о том, что содержащимся в общих камерах, но приговоренным к одиночному заключению, увеличивается срок на одну треть. Он же не переведен в общую камеру, а к нему в камеру посажен уголовный арестант, так как вследствие тесноты не хватает одиночных помещений. Если можете помочь этому делу, сделаете, кроме великого одолжения мне, и истинно доброе дело.2

Любящий вас сам не знаю за что, должно быть не за дурное,

Лев Толстой.

Печатается по подлиннику. Отрывок письма впервые опубликован в книге: «Толстовский музей в С-Петербурге. Составили Срезневский и Тукалевский», СПб. 1912. стр. 55.

Михаил Александрович Стахович (1861—І923) — с 1907 г. член Государственного совета; после Великой Октябрьской революции — белоэмигрант; знакомый семьи Толстых.

Письмо М. А. Стаховича, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Михаил Петрович Арцыбашев (1878—1927), реакционный писатель, после Великой Октябрьской революции — белоэмигрант.

«Жизнь» (1908), в котором напечатаны рассказы: «Паша Туманов», «Куприян», «Подпрапорщик Гололобов», «Кровь», «Смех», «Бунт», «Жена» и «Ужас».

2 В ответном письме от 17 февраля Стахович сообщил Толстому, что начальник главного тюремного управления С. С. Хрулев, к которому он обращался по делу Бодянского, обещал не удлинять Бодянскому срока заключения, «несмотря на уголовного, подсаженного в его камеру».

Раздел сайта: