Толстой Л. Н. - Аншиной А. Ф., 24 августа 1910 г.

151. А. Ф. Аншиной.

1910 г. Августа 24. Кочеты.

А. Ф. Аншиной.

Август 1910 г. Кочеты.

«Мысли мудрых людей»,1 но и по книгам «На каждый день», которые вам посылаю. Само собою разумеется, что для учеников надо выбирать наиболее доступные им мысли и даже стараться передавать их там, где они изложены слишком литературным языком, в более простой форме. Если вы согласны со мною и будете делать это, то я очень просил бы вас передавать мне результат вашей деятельности.2

С совершенным уважением и желанием вам успеха в этом очень, очень важном деле, остаюсь готовый к услугам.3

Примечания

Печатается по копии, видимо являющейся дубликатом подлинника, сверенной с тремя машинописными черновиками, исправленными Толстым, один из которых им подписан: «Лев Толстой». Дата определяется почтовым штемпелем дня получения: «Благодатное, 24 августа 1910 г.» и подтверждается пометой на конверте письма Аншиной. Добавление к этому письму см. письмо № 167.

— земская учительница в Черкизове, под Москвой, сообщала Толстому, что предполагает в своей школе не ограничиваться только преподаванием по программе, но «ежедневно уделять сколько-нибудь времени для чтения ученикам книжки «Мысли мудрых людей». Аншина спрашивала Толстого: «Будет ли это полезно?»

1 «Мысли мудрых людей на каждый день, собраны гр. Л. Н. Толстым». См. т. 40.

2 В черновике № 1 Толстой вписал: Было бы очень хорошо, если бы и другие учителя последовали вашему примеру.

3 Далее в черновике № 1 зачеркнут следующий текст Толстого, подвергавшийся дополнительным его исправлениям (см. письмо № 167):

«На каждый день» я считаю еще и потому, что в этих книгах мысли расположены в определенном порядке, по числам месяцев. Так что в 1-м числе говорится о вере, 2-м о душе в себе, 3-м о душе во всех людях, 4-м о боге, 5-м о любви, соединяющей душу с другими душами и богом, 6-м о грехах, мешающих соединению, 7-м грех чревоугодия, 8-м блуда, 9-м праздности, 10-м корыстолюбия, 11-м недоброжелательства, 12-м соблазн гордости, 13-м неравенства, 14-м устроительство жизни для других людей, 15-м наказания, 16-м тщеславия, 17-м суеверие государства,* 18-м церкви, 19-м науки, 20-м — для борьбы с грехами, соблазнами и суевериями, нужно усилие, 21-м жизнь в настоящем, 22-м усилие неделания, 23-м воздержание в слове, 24-м воздержание в мыслях, 25-м для борьбы с грехами — самоотречение, 26-м с соблазнами — смирение, 27-м с суевериями — правдивость, 28-м для живущего такой жизнью нет зла, 29-м нет смерти, 30-м о том, что будет после смерти, не дано знать человеку, 31-м жизнь благо.

* В одном из черновиков Толстым сделана сноска:

А. Ф. Аншина ответила Толстому письмом, в котором благодарила Толстого за его письмо и писала, что в случае опубликования ее письма в газетах адрес ее родственников, данный ею для писем, не должен упоминаться. На конверте помета Толстого: Принять к соображению об адресе.

Раздел сайта: