Толстой Л. Н. - Малиновскому И. А., 25 сентября 1910 г.

220. И. А. Малиновскому.

1910 г. Сентября 25. Я. П.

Ясная Поляна. 25 сент. 1910 г.

Иоанникий Иоанникиевич,1 от души благодарю вас за присылку вашей книги. Я еще не успел внимательно прочесть ее всю, но, уж и пробежав ее, я порадовался, так как увидел всё ее большое значение для освобождения нашего общества и народа от того ужасного гипноза злодейства, в котором держит его наше жалкое, невежественное правительство. Книга ваша, как я уверен, благодаря импонирующему массам авторитету науки, главное же — тому чувству негодования против зла, которым она проникнута, будет одним из главных деятелей этого освобождения. Такие книги, как я вчера, шутя,2 сказал моему молодому другу и вашему земляку и знакомому В. Булгакову, могут сделать то, что мне казалось невозможным: помирить меня даже с официальной наукой. Мог ли я поверить 50 лет тому назад, что через полвека у нас в России виселица станет нормальным явлением и «ученые», «образованные» люди будут доказывать полезность ее. Но, и как всякое зло неизбежно несет и связанное с ним добро, так и это: не будь этих ужасных последних пореволюционных лет, не было бы3 и тех горячих выражений негодования против смертной казни, тех и нравственных, и религиозных, и разумных4 доводов, которые с такой очевидностью показывают преступность и безумие ее, что возвращение к ней же будет невозможно. И среди5 этих доводов одно из первых мест будет занимать ваша книга. Надеюсь, уверен, что не ошибаюсь теперь.

С искренним уважением и любовью

Лев Толстой.

Примечания

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом на отдельном листе. Впервые опубликовано в газете «Речь» 1910, № 286 (1524) от 18 октября.

—1932) — профессор сначала Томского университета, затем Киевского, автор ряда трудов по вопросу о смертной казни: «Русские писатели-художники о смертной казни», Томск, 1910; «Кровавая месть и смертная казнь», Томск, 1910. Кроме того, см. его статью «Л. Н. Толстой о смертной казни» — «Сибирская жизнь» 1912, № 247 от 7 ноября. См. т. 58, прим. 1370.

Письмо Толстого вызвано присылкою И. А. Малиновским своей книги «Кровавая месть и смертная казнь» с надписью: «Льву Николаевичу Толстому, обличителю всякого насилия и, в частности, великого зла, именуемого смертной казнью». См. записи Толстого в Дневнике (т. 58, стр. 105 и 106) и Дневник В. Ф. Булгакова (стр. 307, 314, 317, 318). Д. П. Маковицкий в ЯЗ от 25 сентября 1910 г. по поводу книги Малиновского записал: «Получена книга Малиновского о смертных приговорах, казнях и убийствах. Лев Николаевич говорил об этой книге, что в ней Малиновским собрано много очень важного и поразительного материала не только относительно казней, но и убийств и всяких жестокостей... Мысль автора та, что смертная казнь развращает народ; это самое утверждает и Лев Николаевич. Лев Николаевич читал из книги вслух, как приговоренные убивали самих себя, не будучи в состоянии выдержать ожидания смертной казни». Далее Д. П. Маковицкий сообщает, что Толстой имел намерение написать о книге Малиновского.

1 В копии ошибочно перепечатано отчество: Иоанникиевич следует: В черновике вместо имени и отчества написано: NN.

2 В черновике слово шутя вписано карандашом рукою В. Ф. Булгакова.

3 в известном кругу русских людей и того ясного сознания преступности, жестокости, глупости смертной казни.

4 В черновике написано: и научных, пропущенное в копии.

5 которых и рукою В. Ф. Булгакова карандашом надписано:

И. А. Малиновский, еще не получив ответа Толстого, прислал ему второе письмо от 29 сентября, в котором писал о прочитанных им в «Вестнике Европы» очерках Толстого «Три дня в деревне», а также о своей книге «Кровавая месть и смертная казнь».