Толстой Л. Н. - Муртазину Магомету Фатиху, 5 января 1910 г.

11. Магомету Фатиху Муртазину. Черновое.

1910 г. Января 5. Я. П.

Постараюсь, как могу, ответить на ваши 5 вопросов.

1-й вопрос. В том, что магометане не признают бога в трех лицах, я считаю магометан совершенно правыми.

2-й вопрос. Все люди посланы от бога для исполнения его дела. Также посланы от бога и самые простые, и самые мудрые и святые люди. Магомет в Аравии, Иисус в Иудее, Будда в Индии, Конфуций в Китае, Беха Улла в Персии и еще многие другие — такие же люди, как и все остальные. Отличаются они от всех остальных людей только тем, что они более верно исполняли волю бога и его дела.

3-й вопрос. То, что слова Алькорана1 суть слова бога, переданные через ангела Гавриила Магомеду, я считаю ошибочным. Ошибочным я считаю это п[отому], ч[то] во всех верах, и в еврейской, и в браминской, и в буддийской, и в христианской учителя этих вер считают слова, написанные в их книгах, едиными истинными словами бога, все же другие веры считают ложными. И потому думаю, что считать истинными и божьими нужно только те слова, к[оторые] одни и те же во всех верах, те же слова, которые разные во всех верах, думаю, что надо считать ложными. Слова же божьи, которые одни и те же во всех верах и кроме того записаны в сердцах людей, мы все знаем. Слова эти в том, что во всех нас живет один дух божий, и потому, если любим себя, должны любить и друг друга. Сношений с ангелами, думаю, что нельзя иметь, п[отому] ч[то] считаю рассказы об ангелах пустой выдумкой.

4-й вопрос. Можно ли спастись в Исламе и что нужно для спасения?

в том, чтобы мы любили друг друга, и магометан, и христиан, и евреев, и буддиcтов, и таосистов,2 и др[угих] всех одинаково. А будем жить так, то и жизнь наша будет добро, и смерть не будет страшна нам. Не спасаться нам надо, а жить по-божьи и благодарить его за данную нам жизнь.

<На> 5 вопрос советовать другим, как жить, [отвечать] не считаю себя в праве. Могу сказать только то, что в моей жизни дало мне спокойствие, уверенность и благо. Дало мне спокойствие, уверенность и благо признание того, что я не христианин, не русский, не дворянин, не член своего семейства, не Лев Николаевич Толстой, а работ[ник] божий, посланный в мир для исполнения в нем, в тот короткий срок жизни, который предназначен мне, дела пославшего меня. Дело же это и легкое и радостное одно: любить и делать по мере сил своих добро тем людям, с к[оторыми] сходишься. Думаю, что так же понимать жизнь можно и магометанину, и буддисту, и еврею, и всякому человеку, к какой бы он ни принадлежал вере.

Посылаю вам Избранные мысли Магом[ета],3 книжки Н[а] к[аждый] д[ень] и Кр[аткое] ев[ангелие] (детское),4

Примечания

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге. Письмо датируется 5 января 1910 г., хотя в копии имеется написанная неизвестной рукой чернилами дата: «19 января 1910 г. ». Основанием даты 5 января 1910 г. служит: а) запись в Дневнике Толстого от 5 января 1910 г.: «Писал ответы Шмидту и магометанину из Самары» (см. т. 58, стр. 4); б) помета на конверте об ответе Толстого 5 января 1910 г.

Магомет Фатих Муртазин — самарский мулла, в письме из Самары от 1 января 1910 г. просил ответить на пять вопросов. Содержание первых четырех вопросов передано в ответах Толстого. Пятый вопрос формулирован Муртазином следующим образом: «Нет ли Вашего особого совета к нашему мусульманскому народу? »

1 Алькоран, или коран — магометанская священная книга.

2 — последователи китайского мудреца Лао-Тзе.

3 «Изречения Магомета, не вошедшие в коран. Избраны Л. Н. Толстым», изд. «Посредник», М. 1909.

4 «Учение Христа, изложенное для детей», изд. «Посредник» М. 1909.

Раздел сайта: